"Высокий" сезон для интернет-магазинов

7 февраль, 2008 - 12:46Энрике Менендес

Продажи товаров и услуг в Интернете растут из года в год, но настоящим мерилом их динамики является предрождественский сезон, который в 2007 г. пришелся на период с 30 ноября по 24 декабря. Его ждали с определенной настороженностью – предполагалось, что он станет самым слабым в плане спроса с 2002 г. А в качестве главной причины назывался общий спад в экономике США – страны, от которой в наибольшей степени зависит успех интернет-торговли в мире.

Прогнозы аналитиков относительно продаж за год варьировались от умеренных 27,5 млрд долл., по данным comScore, до оптимистичных 39 млрд, по мнению JupiterResearch. А рейтинговое агентство S&P прогнозировало рост на 17% по итогам 2007 г. и 15% – в 2008 г. В целом же, по расчетам S&P, на онлайн-продажи в прошлом году приходилось порядка 6% всего мирового оборота в рознице, но уже в ближайшие годы, отмечает Мэри Дрисколл (Marie Driscoll), глава отделения агентства по исследованиям розничного бизнеса, этот показатель может вырасти до 20%.

Накануне старта предрождественского сезона, который традиционно начинается после Дня благодарения, в последнюю пятницу ноября (ее называют «черной пятницей»), S&P опросила 1100 человек и выяснила, что почти 40% из них планировали увеличить траты в Интернете, а 70% собирались сделать в виртуальных магазинах хотя бы часть покупок. Исследование также показало, что преимущества онлайн-площадок, такие как легкость поиска информации, возможность сравнения, даже важнее экономии денег за счет более низких цен. Аналитики и эксперты рынка отметили, что на этот раз, стараясь угодить покупателям, многие онлайновые торговцы вложили значительные средства в техническое совершенствование своих сайтов – внедрение более простого и удобного поиска и прочих функций, облегчающих навигацию.

Сейчас, подводя итоги сезона, можно сказать, что их расходы окупились с лихвой: по информации comScore, только в США продажи выросли на 19% по сравнению с прошлым годом и достигли 29,2 млрд долл. При этом их пик пришелся на 10 декабря – в этот день было потрачено 881 млн долл. Сохранилась и тенденция к увеличению покупок, совершенных из офисов: таковых оказалось 54,5% против 50,7% в прошлом году. Эллен Дэвис (Ellen Davis), представитель Национальной ассоциации розничных продавцов, связывает данное обстоятельство с тем, что в офисах у людей есть больше возможностей для сохранения приватности покупки, чем дома.

Интересно, что три четверти опрошенных каталогом shop.org компаний предлагали бесплатную доставку купленного товара как стандартную опцию. При этом, по данным портала InternetRetailer.com, 85% из них установили минимальные цены, при которых она была оправдана с точки зрения себестоимости. Неудивительно, что при столь огромном объеме заказов для того, чтобы рассчитывать на доставку в срок, требовалось оформить ее заранее. Здесь нашлось место для фантазии маркетологов. Например, Best Buy, один из крупнейших в США розничных поставщиков, обещал гарантированное получение покупки к рождественскому вечеру тем, кто совершил ее до 21 декабря, а если обещание не удавалось сдержать – дарил в качестве компенсации подарочные купоны.

Многие торговцы отмечают увеличение средней стоимости покупки в Интернете. При этом рост продаж, по мнению Рауля Васкеса (Raul Vazquez), СЕО Walmart.com, затронул все группы товаров. Лидерами стали видеоигры и игровые консоли: их было реализовано на 129% больше, чем в 2006 г.

Динамика интернет-продаж «потянула» за собой и рост сетевого трафика. Его исследование, опубликованное компанией Hitwise, показало, что онлайновая активность в «черную пятницу» выросла на 16% по сравнению с прошлым годом. Наплыв посетителей на онлайновые площадки был настолько колоссальным, что даже вызвал четырехчасовой сбой в работе торгового сервиса Yahoo! – каталога с данными о 40 тыс. онлайновых магазинах. В тройку самых посещаемых в тот день сайтов вошли WalMart.com, BestBuy.com и Amazon.com. Последняя назвала этот сезон лучшим в своей истории. 10 декабря гигант онлайновой розницы получил 5,4 млн заказов (в прошлом году – 4 млн), т. е. 62,5 в секунду. Среди самых востребованных товаров оказались игровая консоль Nintendo Wii (она продавалась со скоростью 17 штук в секунду), GPS-навигаторы и игрушка Jakks EyeClops Bionic Eye.

Активность онлайновых продаж выросла и у европейских компаний – в Великобритании, Франции и Германии. Однако если в первых двух сезон прошел весьма удачно, то в Германии рост был не слишком выдающимся из-за снижения потребительского доверия и забастовок железнодорожников, сообщила в своем отчете comScore. Интересно также отметить, что в этих странах отлично себя показали американские онлайн-продавцы – Amazon и Apple. Причем в Англии они даже смогли стать лидерами, обеспечив 9% и 6% продаж соответственно. В Германии и Франции первые места заняли местные продавцы, но и Amazon, и Apple там вошли в пятерку лидеров.

В заключение стоит обратить внимание на то, что не все видят будущее электронной коммерции в розовом цвете. Исследовательская компания ForeSee отметила в своем ежегодном отчете «Top 40 Online Retail Satisfaction Index», который показывает степень удовлетворенности американских потребителей сервисом онлайновых магазинов, снижение этого показателя за год на 1,3%.

Самые популярные товары в Интернете в сезон рождественских продаж
Категория товара Рост за год, %
Видеоигры, консоли 129
Мебель, товары для дома 67
Билеты на мероприятия 24
Потребительская электроника 23
Одежда и аксессуары 18
Спортивные товары 16
Игрушки 16
Компьютерное оборудование 15
Музыка, фильмы 13
Книги и журналы 13
По данным comScore.
Рост интернет-продаж в США в ноябре и декабре*
Год Объем продаж, млрд долл. Рост за год, %
2002 10,6
2003 13,8 25,7
2004 17,3 25,4
2005 21,0 21,5
2006 26,2 24,8
2007 31,1 18,5
* данные за 2007 г. – с учетом продажи билетов на спортивные и культурные мероприятия.

 

По данным eMarketer.