Вышли на прибыльность

2 июнь, 2008 - 10:33Артем Юрченко

Жесткие диски остаются наиболее массовым технологическим товаром, уступающим, пожалуй, лишь сотовым телефонам. В экспертной среде уверены, что по итогам этого года количество проданных HDD преодолеет рубеж 600 млн шт. Несмотря на ценовое противостояние производителей, мощные импульсы дальнейшему развитию рынка придают новые направления сбыта, а также широкомасштабное освоение технологии перпендикулярной записи данных, позволившей существенно увеличить емкость накопителей.

Регулярное появление конкурирующих технологий хранения данных не мешает традиционным НЖМД удерживать завоеванные на протяжении десятилетий позиции. Потенциально опасный противник – твердотельные накопители – все еще находятся далеко позади не только по объему и стоимости хранения данных, но и по уровню безопасности. Именно поэтому исходящую от SSD угрозу можно считать преувеличенной. Ожидается, что в 2010 г. флеш-диски будут в три раза дороже HDD, тогда как сегодня ценовое соотношение 6:1 в пользу «винчестеров».

В такой ситуации на передний план для их производителей выходят вопросы, связанные с резким падением нормы прибыли, что влечет необходимость расширения каналов сбыта готовой продукции. Частично задача решается благодаря стабильному спросу со стороны производителей игровых консолей и автомобильных медиасистем. Кроме того, телевидение высокой четкости стимулирует лавинообразный спрос на PVR- и STB-приставки, оснащенные вместительными хранилищами данных. Как следствие, по оценкам аналитиков iSuppli, в 2008 г. на рынок потребительской электроники будет приходиться не менее 15% всех выпущенных HDD. Безусловно, большие надежды возлагаются и на главного потребителя – сегмент ПК, который за счет стран с быстрорастущими рынками в нынешнем году увеличится, по крайней мере, на 13%, преодолев знаковую отметку в 300 млн компьютеров.

Выдержки из свежего отчета iSuppli, посвященного HDD, свидетельствуют о поставках в прошедшем году 516 млн жестких дисков. Таким образом, на 18,9% был улучшен результат 2006 г. В то же время совокупный доход производителей увеличился только на 4,6%, до 32,8 млрд долл. Что характерно, в последние месяцы прошлого года, впервые после декабря 2006 г., рынок вновь стал прибыльным.

Мобильный плацдарм

Накопители для ноутбуков оказались самой востребованной категорией НЖМД. На пороге активного внедрения в лэптопы стоят модели емкостью 320 ГБ и даже 500 ГБ. Причем, по данным Gartner, наиболее быстрыми темпами растет потребление накопителей формфактора 2,5" с интерфейсом SATA (3,0 и 1,5 Гб/с) и частотой вращения 7200 об/мин. Так, в 2007 г. их продажи увеличились на 90%, в то время как спрос на другие диски с тем же диаметром пластин стал больше на 60%. Ожидается, что в ближайшие пять лет поставки этих продуктов в вариациях 7200 об/мин с SATA-интерфейсом будут расти на 60% ежегодно. А стремление к миниатюризации конечных изделий сделает массовыми устройства 1,8".

Переносная память

Все более востребованными становятся и внешние системы хранения данных. Решения, ранее нацеленные исключительно на крупных корпоративных заказчиков, в последнее время активно осваиваются не только клиентами из сектора SMB, но и энтузиастами, строящими собственные домашние сети или желающими упорядочить архивы.

Тем не менее ключевыми заказчиками внешних СХД все же остаются представители банковских структур и промышленных предприятий. Для них такие решения – это не только вполне разумная альтернатива NAS-хранилищам, но и в ряде случаев долгожданный уход от ленточных хранителей информации. Многие игроки сегмента позиционируют их в качестве замены недорогим устройствам формата DDS/DAT.

Безусловно, немаловажным аспектом при построении информационных систем с использованием R-HDD является поддержка RAID-массивов. Уже в текущем году СХД с непосредственным подключением к высокоскоростному интерфейсу сервера (DAS) будут составлять наибольшую часть всех выпущенных внешних систем. Аналитики IDC уверены в том, что подобное широкомасштабное освоение R-HDD отразится и на среднегодовом темпе прироста продаж устройств в пределах 65% и уже в 2012 г. приведет к поставке свыше 3 млн НЖМД и дополнительных дисковых картриджей. Не менее высоким, в пределах 52%, ожидается показатель CAGR, характеризующий рост доходности рынка в ближайшие пять лет.

Тройка лидеров

Вышли на прибыльность

Реализовав в 2007 г. 175 млн накопителей, лидирующие позиции с долей рынка 34% прочно удерживает Seagate Technology. Исходя из результатов последнего финансового квартала, завершившегося в конце марта, в деятельности вендора каких-либо кризисных проявлений не обнаружилось. Отгрузив потребителям 43 млн устройств, компания улучшила свое прошлогоднее достижение на 8% в штучном эквиваленте. При этом позитивная динамика в районе 10% прослеживалась и в выручке; увеличилась за год до 3,1 млрд долл. Во всех направлениях за исключением двух – розничного рынка и HDD для ноутбуков – американский поставщик продемонстрировал отличный рост финансовых показателей. Особое внимание уделяется корпоративному сектору, технологические решения для которого со временем находят место в потребительских моделях. Продуктовое портфолио, предназначенное для производителей серверов и ЦОД, непрерывно пополняется новыми устройствами. Свежий тому пример – выпуск винчестера Barracuda с интерфейсом SAS емкостью 1 ТБ. Улучшить положение на портативном фронте призваны недавние презентации новых представителей семейства Momentus – их емкость достигает 250 ГБ, а передача данных осуществляется по интерфейсу SATA со скоростью 3 Гб/с. Поэтому, во многом благодаря корпоративному и настольному секторам, в апреле Seagate стала первой компанией, чьи поставки HDD (впервые в ее истории) достигли 1 млрд устройств. Причем объем информации, хранимой на носителях с ее логотипом, превысил 79 млн терабайт. Чтобы добиться рекордного показателя, предприятию понадобилось 29 лет. Примечательно, что для выхода на двухмиллиардный рубеж Seagate рассчитывает потратить всего 5 лет.

В конце марта Western Digital также подвела итоги деятельности в последнем финансовом квартале. Выручка компании достигла 2,1 млрд долл., из которых основная часть пришлась на дисковые накопители и лишь 89 млн – на основы пластин и магнитные носители. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доход от сбыта HDD WD увеличился на 43%, а объем поставок продукции, составивший 34,5 млн единиц, – на 41%, при этом на долю мобильного сегмента пришлось 10,2 млн HDD.

Если говорить о 2007 г., то при 113 млн реализованных устройств WD заняла на мировом рынке долю 22%. Наилучший рост доходов был зафиксирован в секторе корпоративных жестких дисков премиум-класса, предназначенных для построения RAID-массивов. Однако ведущие позиции постепенно переходят к нетрадиционным направлениям – внешним настольным и портативным хранилищам, а также устройствам, ориентированным на бытовую электронику.

Замыкает тройку лидеров Hitachi GST. Подразделение японского промышленного конгломерата в конце прошлого года наконец-то вошло в нужное русло, что дало руководству компании основания пересмотреть планы по продаже бизнеса по производству жестких дисков. Здесь уместно напомнить, что Hitachi не удавалось сделать направление доходным с момента покупки у IBM в 2002 г. подразделения по выпуску HDD. И вот в последнем финансовом квартале 2007 г. HGST получила прибыль в размере 95 млн долл., в то время как годом ранее в ее отчетности фигурировали потери в 93 млн долл., хотя по итогам года направление HDD оказалось на 381 млн долл. «в минусе».

А вот доля рынка компании за год увеличилась с 16,1% до 17,3%. Весомый вклад в достижение такого результата внесли диски формфактора 2,5" – по их поставкам HGST претендует на первенство. В подтверждение лидерских амбиций начата отгрузка мобильных накопителей Travelstar четвертого поколения емкостью 320 ГБ. Эти компактные устройства обладают высокой производительностью благодаря частоте вращения шпинделя 7200 об/мин. Что интересно, модели, специально рассчитанные на использование в режиме 24×7, позиционируются даже для применения в лезвийных-серверах.

Среди главных задач компании на ближайшую перспективу – укрепление каналов дистрибуции дисков для настольных систем и серверов. Требуемые для этого конкурентоспособные продуктовые линейки Deskstar и Ultrastar полностью сформированы.

Кратко резюмируя сказанное, необходимо отметить позитивный настрой рыночных наблюдателей, уверенных, что уже по итогам нынешнего года трем ведущим игрокам рынка HDD под силу увеличить суммарную долю до 80%. Неизменно высокая востребованность жестких дисков благоприятствует этому и сглаживает негативное воздействие такого немаловажного фактора, как макроэкономическая нестабильность в крупнейших регионах сбыта.