Второе дыхание рынка смартфонов

25 ноябрь, 2009 - 11:45Артем Юрченко

Конвергентным моделям оказалось под силу переломить сохраняющиеся продолжительное время кризисные тенденции развития рынка мобильных телефонов. Ворвавшись в массовый сегмент, смартфонам удается не потерять критически важного для производителей показателя, удерживая маржу прибыли на довольно высоком уровне. Как результат, с каждым кварталом увеличивается число компаний, заинтересованных в выходе на этот перспективный рынок.

Второе дыхание рынка смартфонов

Шанс не для всех

Вендоры ПК устремили свои взоры на «интеллектуальные» телефоны как на товар, способный оперативно сгладить потери от снижения спроса на компьютеры. Судя по прогнозам Gartner, в 2009 г. рынок смартфонов увеличится в годовом сравнении на 29%, что будет соответствовать 180 млн реализованных устройств. Как следствие, если сегодня на долю смартфонов приходится около 14% продаж сотовых терминалов, то уже к 2012 г. их присутствие на глобальном рынке расширится до 37%. Более того, через три года прогнозируемые доходы сегмента возрастут до 191 млрд долл., в то время как затраты пользователей на портативные ПК (как на самую востребованную категорию) вряд ли превысят 152 млрд долл. Подобное развитие событий позволяет аналитикам из Стэнфорда ожидать от большинства вендоров ПК из первой пятерки заявлений о выходе на рынок смартфонов. Анонсы от Acer и Dell уже последовали.

Говоря об индустрии сотовых терминалов в целом, можно сделать вывод о частичном восстановлении мирового потребления мобильных телефонов по итогам III квартала. Согласно подсчетам IDC, совокупный объем поставок достиг 287,1 млн аппаратов, что на 5,6% превысило результат второй четверти текущего года. Однако в годовом рассмотрении динамика остается отрицательной – продажи упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Несмотря на локальные негативные тенденции, которые проявлялись в отдельных регионах, общая картина рынка выглядит благоприятно. Вместе с оживлением спроса на таких емких рынках, как США и Западная Европа, по-прежнему слабыми остаются показатели лишившегося недорогих кредитных ресурсов региона CEMA. Более того, перспективные рынки Китая и Индии также не оправдали прогнозов аналитиков, продемонстрировав неожиданно низкий рост продаж телефонов, и отчасти реабилитировавшись двузначной динамикой освоения смартфонов в годовом сравнении.

Вот и все?

То, что на протяжении последних шести месяцев прогнозировали с изрядной долей неуверенности, все же произошло – впервые с 1996 г. Nokia констатировала снижение объема квартальных продаж на 19,8%, до 9,81 млрд евро. Подразделение Devices & Services выручило 6,92 млрд евро, что почти на 20% меньше, чем год назад. В когда-то безраздельной вотчине финнов – сегменте смартфонов – ощущается нарастающий прессинг со стороны RIM и Apple, особенно после выхода последней на китайский рынок. По оценкам экспертов Strategy Analytics, во многом из-за обострившейся конкуренции, а также нехватки комплектующих, глобальная доля рынка смартфонов для Nokia уменьшилась до 36% (с 40% во II квартале). В подтверждение стоит отметить, что с июля по сентябрь было реализовано лишь 4,5 млн устройств семейства Nseries и 4,4 млн Eseries, в то время как кварталом ранее совокупный объем продаж обеих линеек превысил 9,3 млн аппаратов. Серьезной препоной являются и маркетинговые сложности. К примеру, в США флагман вендора – N97 – распространяется через открытый канал без помощи операторов связи, что при цене порядка $600 делает его для потенциальных потребителей малопривлекательным.

Стабильно вверх

Samsung сумел пополнить собственный актив сразу несколькими рекордами. Прежде всего впервые вендор реализовал свыше 60 млн устройств, тем самым на 15% улучшив достижение прошлого квартала и на 16% подняв планку продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Кроме того, впервые за три года другому игроку рынка, не считая Nokia, удалось поставить в канал более пятой части всех реализованных в мире телефонов. Последней подобного успеха добивалась Motorola, когда в 2006 г. достигла феноменально высоких продаж на фоне популярности линейки RAZR. Не менее благополучно выглядят промежуточные итоги Samaung в финансовом плане. Несмотря на незначительное снижение ASP продуктов до $120, коэффициент прибыльности телефонного бизнеса корейцев увеличился с 7,2 до 7,7%. Вне всяких сомнений, успешная комбинация сенсорных и QWERTY-аппаратов для зрелых рынков с недорогой «классикой» для развивающихся регионов позволит компании по итогам года достичь цели, которая еще в феврале казалась для кризисных времен весьма амбициозной, а именно реализовать свыше 200 млн терминалов. Достичь к намеченных высот в преддверии рождественского сезона позволят не только свежие модели на платформах LiMo и Android, но и линейка Jet с интерфейсом Wiz 2.0, продолжающая развитие проприетарной ОС компании.

Ускорение продолжается

Не отстает от соотечественников и LG Electronics – впервые компании удалось отгрузить в каналы свыше 30 млн телефонов. В денежном выражении объем продаж составил 3,53 млрд долл., что почти на четверть выше результата за аналогичный квартал прошлого года. Впрочем, прибыль LGE от реализации терминалов за рассматриваемый период упала с 11,5 до 8,8% – в следствие того, что около половины из общей массы поставленных устройств стоили менее $100. Так, только лишь бюджетные модели серии KP100 с начала прошлого года по конец сентября разошлись тиражом свыше 30 млн экземпляров. В то же время компания объявила о заметном снижении продаж телефонов на приоритетных рынках США и Южной Кореи, что объясняется ростом интереса потребителей к смартфонам, увеличением сбыта не «привязанных» к конкретному оператору prepaid-аппаратов и падением спроса на устройства среднего ценового диапазона. Исправляя положение, в текущем квартале вендор наметил выпуск первого смартфона под управлением Android, а также трех продуктов на базе Windows Mobile 6.5. Кроме того, ожидаются значительные инвестиции в расширение присутствия на развивающихся рынках, преимущественно в Индии и Китае.

Рост возможен?

Sony Ericsson все еще находится в зоне неудач – пятый квартал кряду компания заканчивает с чистым убытком. На этот раз потери составили 245 млн долл. И хотя, отгрузив 14,1 млн телефонов, вендор незначительно улучшил положение по отношению к предыдущей четверти, в годовом сопоставлении негативная динамика превысила 45%. После двух лет руководства японско-шведским альянсом Хидеки Комияма (Hideki Komiyama) сложил полномочия CEO, уступив свой пост Берту Нордбергу. Какова будет новая стратегия выхода из кризиса, говорить рано, однако уже известно, что в угоду топовым моделям без внимания останется бюджетный диапазон. В последние месяцы года в продажу поступят высокоуровневые модели Aino и Satio. На фронте Windows Mobile подкрепление произойдет за счет смартфона XPERIA X2. Не задержится и Android-версия XPERIA Х10, выход которой намечен на начало будущего года.

Путь к доходу

Motorola наконец завершила длившееся с середины 2007 г. плавное погружение на дно рейтинга Тор5. По сравнению с аналогичным кварталом прошлого года спад ее поставок достиг 46,4%, что в натуральном выражении соответствует 13,6 млн аппаратов. В годовом сопоставлении объем выручки телефонного бизнеса также уменьшился на 46% – с 3,15 до 1,7 млрд долл. Впрочем, операционные издержки компании за рассматриваемый период сократились с 840 млн до 183 млн долл., что можно объяснить жесткой реструктуризацией бизнеса, предполагавшей уход с ряда региональных рынков и увольнение около 10 тыс. сотрудников.

Намереваясь полностью избавиться от издержек уже в первой половине будущего года, со-CEO компании Санджай Джа (Sanjay Jha) обещает переходить от выпуска телефонов к смартфонам. Свежее тому доказательство – недавний запуск первых конвергентных продуктов на платформе Android. Еще до официального старта продаж наблюдатели назвали модели DROID и Cliq последним шансом Motorola в борьбе за рынок смартфонов. Тем не менее в экспертных кругах циркулируют и пессимистичные оценки нынешней роли смартфонов в спасении бизнеса компании – в финальной четверти года Motorola реализует около 700 тыс. конвергентных устройств, что вряд ли компенсирует потери от падения продаж более дешевых аппаратов. Однако, уже на протяжении 2010 г. в планах вендора выпустить более 20 новых моделей смартфонов. Причем усиливаются слухи относительно окончательного ухода компании из сегмента устройств под управлением Windows Mobile. Группа экспертов во главе с аналитиками Barclays Capital полагает, что акцент на смартфонах позволит компании уже в конце года поднять ASP собственной продукции до $170, в то время как в I квартале этот показатель колебался у отметки $123. Более того, по итогам будущего года вендору под силу реализовать свыше 70 млн смартфонов, тем самым увеличив на 20% показатели года нынешнего.

Поставки телефонов в III квартале 2009 г.
Поставщик III квартал 2009 г. III квартал 2008 г. Изменение, %
Поставки, млн штук Рыночная доля, % Поставки, млн штук Рыночная доля, %
Nokia 108,5 37,8 117,9 38,6 -8,0
Samsung 60,2 21,0 52,0 17,0 15,9
LG Electronics 31,6 11,0 23,0 7,5 37,4
Sony Ericsson 14,1 4,9 25,7 8,4 -45,2
Motorola 13,6 4,7 25,4 8,3 -46,4
Другие 59,1 20,6 61,5 20,1 -3,9
Всего 287,1 100,0 305,4 100,0 -6,0
По данным IDC.