Все дело -- в цене на билет

26 январь, 2004 - 00:00Александр Черников
Результаты опросов и исследований, проведенных аналитическими компаниями преимущественно во второй половине 2003 г., подтвердили, что давно ожидаемый западными специалистами экономический подъем начался.

Gartner Group сообщила, что большинство фирм в текущем году намерены потратить на IT больше, чем в 2003 г. Вместе с тем увеличение расходов составит всего около 5%, а суммы несопоставимы с IT-бюджетами середины 90-х гг. Даже по наиболее смелым оценкам этот показатель не превысит 6--8%.

Существенно изменилась и структура затрат. Приоритетными стали экономичность решений, обеспечение безопасности, борьба со спамом, беспроводные локальные сети, сетевые средства хранения информации, grid computing, системы CRM среднего уровня, аналитические инструментальные средства и Linux в качестве корпоративной ОС.

Иными словами, основными факторами, определяющими спрос на продукцию IT-сектора, становятся разработка новых продуктов и улучшение показателя возврата инвестиций (ROI).


Open source

По всем прогнозам, в следующем году open source продолжит свое если не победное, то быстрое шествие. Ожидается дальнейший рост его доли, в частности за счет СУБД MySQL и скриптового языка РНР. Возможно, докажет свою жизнеспособность широко рекламируемая идея кластерных решений, построенных на дешевых blade-серверах Intel и работающих под управлением Linux. Правда, еще предстоит показать, что это необходимо не только тем, кто перелопачивает огромные массивы информации.

Долгожданное ядро Linux версии 2.6 осчастливило разработчиков, но аналитики пока не сошлись в том, как это повлияет на рынок. В Novell считают, что новое ядро наконец позволит построить корпоративную платформу от начала до конца -- от десктопов до серверов и центров данных.

Коммерческие релизы этого ПО, как ожидается, станут доступными уже через несколько месяцев. Red Hat выпустит версию, реализующую новые возможности, во втором квартале 2004 г. под названием Fedora (дословный перевод -- "мягкая фетровая шляпа"). Летом 2004 г. выйдет SuSE Linux Enterprise Server 9. В результате к этому времени в лагере Linux появится новое мощное и хорошо отлаженное оружие для битвы с другими платформами, хотя в полную силу оно заработает не ранее чем через год.

Однако скептики поговаривают, что слоган "Linux on the desktop" из боевого клича способен превратиться просто в детскую хлопушку при соответствующей лицензионной политике Microsoft. Кроме того, остается открытым вопрос об общей стоимости владения (ТСО) программным обеспечением этого типа. Дешевое при покупке, open source software может в будущем потребовать значительных и пока не прогнозируемых расходов на его администрирование и поддержку.

Аналитики из Gartner Group также считают, что Linux наибольшую угрозу создает пока системам Unix, а не Windows. По данным этой компании, 60% крупных корпораций к 2008 г. переведут на Linux до 80% своих Unix-систем.

Китай, Индия и Вьетнам (в которых проживает треть населения планеты) на государственном уровне приняли программы перехода на открытые системы, и значение этой инициативы нельзя недооценивать. Преимущества массового использования open source для относительно несложных типовых применений (например, в госсекторе и учебных заведениях) очевидны.

Правда, это вовсе не значит, что коммерческие компании также бросятся переходить на Linux. Согласно Forrester Research, только 5% из них считают, что Linux критически необходима им для ведения основного бизнеса. Если преимущества дает другой вариант, будет применен именно он.


Безопасность и внешние соединения

Как и в прошлые годы, предсказывалось, что 2003 г. наконец даст новые надежные средства безопасности.

Этого не произошло. Несмотря на то что системы быстро и последовательно улучшаются в области защиты от обычных вторжений, против новых изощренных методов они пока практически бессильны. Одно из подтверждений этого -- рекордный ущерб, который в августе нанесли корпоративным системам Blaster и SoBig.

Побудительным фактором к действиям по обеспечению безопасности, возможно, станет федеральный законопроект Corporate Information Security Accountability Act of 2003. Согласно ему все компании США должны в этом году поголовно подвергнуться ревизиям по IT-безопасности.

Web-сервисы пользователям кажутся все еще достаточно отдаленной перспективой, хотя аналитики настаивают на том, что они будут играть ключевую роль в построении сервис-ориентированной архитектуры и интеграции приложений уже в 2004 г.

В области mobile computing прогноз, безусловно, положителен. Беспроводные технологии постепенно становятся вездесущими и уже используются для расширения границ IT-департаментов за стены предприятий. Все большее количество служащих оказывается "Wi-Fi-enabled", а многие гостиницы считают, что легче оснастить их здания точками беспроводного доступа, чем провести в каждый номер Ethernet. Корпоративный сектор также начинает склоняться к применению беспроводных технологий и устанавливать Wi-Fi в удаленных офисах. Наступивший год, по всем прогнозам, принесет новые решения в технологиях аутентификации, SSL и VPN для обеспечения безопасности мобильного доступа к корпоративным системам. Если эти вопросы будут решены, беспроводные технологии быстро заменят дорогую кабельную инфраструктуру.

Радиометки (технология радиочастотной идентификации, RFID), скорее всего, потерпят неудачу. Как отмечают в IDC, к концу следующего года станет ясно: чтобы внедрить в США радиометки для учета товарных запасов (что требует определенных материальных и временных затрат), нужно нечто большее, чем желание торговой сети Wal-Mart или требования Минобороны США.


Sarbanes-Oxley Act и СУБД

Согласно подписанному 30 июля 2002 г. президентом Бушем закону о борьбе с корпоративным и бухгалтерским мошенничеством (Sarbanes-Oxley Act, SOX) все компании, находящиеся в листинге бирж Америки, в том числе и иностранные, обязаны в сжатые сроки привести свои стандарты корпоративного управления в соответствие с американской моделью, и прежде всего -- в области хранения данных.

Посему некоторые разработчики уже перепозиционировали свои продукты как "решения", которые помогут выполнить купившим их компаниям требования SOX. К этому побуждают и новые строгие правила корпоративного управления, введенные после скандалов, связанных с Worldcom, Tyco и Enron.

Казалось бы, принятые меры должны вызвать массовое обновление систем со стороны клиентов, но этого также пока не произошло. Причина кроется в том, что изменения коснутся в основном и в первую очередь финансовой отчетности, поэтому средства скорее будут потрачены на бухгалтерский учет и аудит, чем на технологии следующего поколения. Вопросы же повышения "прозрачности" компаний и управления рисками с помощью IT -- этап, который им еще предстоит преодолеть, и по всей видимости, это займет еще не один год.

Разработчики устройств хранения тем временем работают над системами, которые, по требованию законодательства, будут использовать технологию WORM (write once, read many times) и обеспечивать неизменность сделанных записей. Большое значение придается новым функциональным возможностям и средствам миграции данных, позволяющим удешевить хранение редко используемой информации, вытесняя ее на ленты и ATA RAID-массивы. Соответственно возрастает и роль СУБД -- 2004 г., как и предшествующий, принесет немало новинок в этом сегменте.

Безусловно, всем разработчикам будет непросто -- рынок СУБД в США и странах Западной Европы насыщен, и многие не видят необходимости менять свои системы. Предполагается, что на их выбор все большее влияние станут оказывать не те или иные достоинства, а модель построения корпоративной системы, используемая в компании клиента.

Если Microsoft в следующем году начнет крестовый поход против Linux, то это напрямую коснется и рынка баз данных, где IBM и Oracle имеют в своем арсенале мощные продукты для Linux, не считая MySQL, PostGreSQL и SleepyCat.

Пока решающими преимуществами СУБД Microsoft являются существенно более низкая, чем у конкурентов, стоимость, относительная простота инсталляции и поддержки. Реализация новых возможностей ожидается в следующей версии SQL Server, Yukon, которая выйдет в 2004 г. Microsoft также делает ставку на крупные предприятия с 64-битным SQL Server, способным поддерживать большое количество параллельных пользователей.

Очевидно, что Microsoft хотела бы выйти на рынок крупных компаний, в то время как Oracle демонстрирует быстрое встречное движение. Если исторически администрирование СУБД было сильной стороной Microsoft, то теперь Oracle со своей 10g выглядит ничуть не хуже (если не более многообещающе). Только один фактор никак не переводится в разряд положительных -- цена. Однако если вдруг 10g подешевеет, это может довольно сильно сказаться на структуре рынка СУБД. По оценкам экспертов, около 20% текущих клиентов Oracle перейдут на 10g в первый год после ее анонса и еще 15--20% -- во второй.

Конечно, у заказчиков остается и третий вариант -- IBM DB2, которую целесообразно использовать для высокоуровневых, масштабируемых, критических для бизнеса приложений. Но для обычных компаний как open source, так и недорогие СУБД от Microsoft могут стать достаточно хорошим выбором.


CRM-2003: прогресс?

Без сомнения, прошедший год был временем реинкарнации CRM и возрождения интереса к этому направлению. Большинство компаний теперь рассматривает CRM, скорее, как основную стратегию ведения своего бизнеса, чем как одну из информационных технологий. Можно сказать, что успешность CRM-систем повысилась настолько, насколько уменьшились ожидания от них.

Самым неоднозначным событием в мире CRM в 2003 г. стал выход на рынок Siebel со своим проектом CRM On Demand. Тому Сибелу (Tom Siebel), объявившему однажды, что хостинг приложений умер навсегда, пришлось, как говорится в таких случаях, съесть собственную шляпу -- Siebel Systems с новой версией CRM-системы вернулась, на этот раз -- на рынок ASP. Аналитики склоняются к тому, что эта попытка окажется скорее удачной, чем провальной, и следующий год вернет компанию в число лидеров сегмента CRM-систем.

Microsoft CRM даже в версии 1.0 оказалась коммерчески успешной, а ожидаемая в январе 2004 г. версия 1.2 будет содержать несколько принципиальных новшеств и в своем ценовом диапазоне обещает стать безусловным лидером.

Нельзя сбрасывать со счетов Oracle и PeopleSoft, крупные CRM-системы которых остаются сильными и надежными. При этом все теснее сливаются бэк-офис и вертикальные приложения, поскольку крепнет уверенность, что в центре любого процесса предприятия так или иначе находится клиент.

В целом же у аналитиков нет сегодня единого мнения по вопросу о том, будет ли успешной ASP-модель CRM-приложений. Большинство из них склоняются к тому, что такие системы принесут пользу малым и средним предприятиям, в то время как крупным организациям выгоднее и эффективнее предпочесть мощную автономную систему.


Grid computing в исполнении IBM, Sun и Microsoft

Для IBM grid-подобные технологии являются ключевыми в планах реализации ее инициативы "e-business-on-demand". Это -- основа разрабатываемой уже в течение нескольких лет службы IBM Global Services, которая вносит принципиальные изменения в IT компаний, реорганизуя их ресурсы и бизнес-процессы с предоставлением профессиональных услуг и консультаций.

Если IBM утверждает, что лидирует концептуально, то Sun считает себя фактическим рыночным лидером, уже поставив своим клиентам около 7 тыс. "решеток". Впрочем, и IBM, и Sun ожидают, что grid-технологии в конечном итоге войдут в общую ткань IT, как это произошло с RISC, SMP, параллельными вычислениями и т. п. С высокой долей вероятности в течение ближайших пяти лет сетевые и сервисные вычисления (networked and utility computing) станут вполне обычными.

План Microsoft состоит в том, чтобы в течение ближайших пяти лет перевести все свои продукты на .NET. Часть этого плана -- ориентированная на услуги Business Framework, которая обеспечит транзакции и workflow, что функционально очень похоже на принципы "решеточных" технологий.

Общий вывод -- grid computing, датой начала массового распространения которого стал 2003 г., должен в ближайшие год-два обеспечить новый класс сервисов в парадигме "post-Internet computing".

Концепция же "коммунальных вычислений", или метакомпьютинга (utility computing), наоборот, может изжить себя, утверждают аналитики. Главный козырь utility computing -- снижение общей стоимости корпоративных вычислений. Так, IBM On Demand и Hewlett-Packard Adaptive Enterprise позволяют предприятиям платить за мощности обработки данных только тогда, когда они в этом реально нуждаются. Фактически это -- расширение модели ASP. Пока еще спорным является вопрос, снижают ли подобные технологии общие затраты, но по крайней мере, обеспечивается их управляемость, предсказуемость и независимость от капиталовложений.

Подводный камень utility computing заключается в системе оплаты за такие услуги. Расчетливые клиенты подпишутся на них только в том случае, если ясно увидят соотношение затрат и измеримую пользу для основного бизнеса. Эта тема будет широко обсуждаться в течение 2004 г., а первые эксперименты в реальной "боевой обстановке" покажут достоинства и недостатки вычислений по запросу.

Трудно назвать новинкой и real-time computing -- давно ожидаемую и очевидно полезную для ведения бизнеса (например, для мгновенных банковских операций), но вряд ли пока осуществимую по техническим и экономическим причинам технологию, требующую значительных капиталовложений. Альтернатива здесь очень проста -- если потратить средства на новую инфраструктуру, можно получить конкурентное преимущество за счет скорости обработки поступающих запросов.


Аутсорсинг, инсорсинг, гибкая работа, коллаборация...

В 2003 г. выяснилось, что существуют две проблемы, которые теснее связаны между собой, чем компании могли предположить ранее, -- как использовать аутсорсинг, чтобы он приносил долговременную и постоянную пользу, и как улучшить работу собственного персонала.

Бизнес неоднократно убеждался в том, что дешевые, быстро окупающиеся и высокодоходные модели организации работы не имеют тенденции к длительному существованию. Поэтому компаниям предстоит отбросить первые восторги и тщательно обдумать, насколько им удобен аутсорсинг и как его организовать наилучшим образом.

Выяснилось, что он часто экономит деньги в ближайшей перспективе, но может приносить разочарование в отдаленном будущем своими результатами и сложностью его организации и управления. Аутсорсинг IT лишает компанию важной петли обратной связи между персоналом и менеджментом. В результате удаленный IT-персонал склонен принимать собственные решения, которые со временем все более и более расходятся с необходимой предприятию IT-стратегией.

Конечно, слишком уж соблазнительно выглядит сегодня офшорный аутсорсинг, обещающий от 20 до 40% экономии фонда заработной платы. Так, предполагается, что в течение нескольких следующих лет 20--25 тыс. IT-должностей Великобритании все же будут вынесены за границу, в страны с квалифицированной и дешевой рабочей силой. Однако, согласно законам той же Великобритании, например, управление компанией не может быть отдано в аутсорсинг. С целью защиты местного рынка рабочей силы в США ввели ограничения на виды деятельности, которые нельзя передавать за рубеж. В Европе аутсорсинг может столкнуться с предписанием размещать рабочие места не в Индии, а например, в Польше и Латвии. Так что отчасти понятны мнения скептиков, утверждающих, что они не удивятся, если через три года выяснится: преимущества аутсорсинга исчерпаны и начинается бум "инсорсинга" -- проявления этого наблюдаются уже сегодня.

Впрочем, для снижения накладных расходов аутсорсинг не является единственным выходом. Почему бы не использовать "гибкий" (flexible) персонал? Согласно некоторым исследованиям, у людей, имеющих возможность выполнять задания там и в то время, где им больше нравится, мотивация выше, чем у тех, кто вынужден целый день находиться в офисе. Но известно и то, что такой подход срабатывает далеко не всегда. Кроме того, это требует лучшей организации взаимоотношений между IT-персоналом, служащими и менеджерами, а также обоснованной оценки результатов труда "гибких" работников.

Еще одна тенденция 2003 г. -- сокращение объемов разработок приложений для групп пользователей, начиная от единого операционного пространства и до Web-конференций, поскольку ограничения, присущие Microsoft Outlook или IBM Lotus Notes, не позволяют использовать преимуществ приложений, расположенных в Web.

Построение или, по крайней мере, улучшение ПО для совместной работы (collaboration) с корпоративными приложениями станет одной из самых сложных и, вместе с тем, актуальных задач будущего года. Здесь предполагается сокращение объемов трафика электронной почты в пользу мгновенных сообщений. Основные причины -- спам и вирусы. Согласно Gartner Group -- вряд ли раньше 2005 г. эти объемы сравняются, но 2004 г. станет периодом активного развития корпоративных платформ для мгновенных сообщений. Ожидается также, что распространение технологии .NET со временем улучшит возможности совместной работы в Outlook, по крайней мере, синхронизируя календари и задачи в коллаборативных приложениях.


Прогнозы, прогнозы...

Итак, событий в мире корпоративных информационных технологий в 2003 г. произошло достаточно. Однако бум корпоративных систем нового поколения еще впереди, и интрига заключается в том, что пока неясно, кому достанется самый большой куш. Отметим только два фактора.

Во-первых, IT-компании становятся "нишевыми", все более учитывая особенности определенной отрасли и включая в ассортимент услуг реинжиниринг бизнес-процессов, как это уже делает IBM. Во-вторых, увеличиваются расходы на IT в Китае и Восточной Европе. По прогнозам, в Китае в ближайшее время вложения достигнут 30 млрд. долл. и по темпам роста в четыре раза обгонят весь остальной мир. В Восточной Европе более щедрые инвестиции в IT будут связаны в первую очередь со вступлением 10 новых стран в Евросоюз.

В результате некоторых, пока относительно небольших и малоизвестных, разработчиков могут ожидать великие для них времена, поскольку фундамент, заложенный в 2004 г., станет началом нового передела большинства сегментов рынка, ожидаемого к 2007 г.

Если же говорить о еще не оправдавшихся технологиях, то среди них прежде всего следует назвать 3G (Gartner Group считает, что до 2007 г. в этой области не будет предложено ничего такого, что в какой-то степени не обеспечивала 2G) и IP v.6, который пока имеет смысл только для сетевых операторов.