Время собирать

1 сентябрь, 2009 - 10:14Андрей Дегелер
Время собирать

Как отмечают сами игроки рынка, отечественный сегмент сборки ПК пострадал от ухудшения экономической обстановки в конце прошлого года едва ли не больше всех остальных. Согласно оценкам компании IDC, суммарный объем отгрузок десктопов в украинский канал продаж за первое полугодие составил 273,8 тыс. штук, что на 56% меньше, чем за аналогичный период 2008 г. Вместе с падением объемов уменьшилась и средняя цена стационарного ПК, собранного представителями первого эшелона отечественных производителей: по информации участников рынка, она составляет около $360, что почти вдвое ниже докризисных показателей.

Существенные изменения произошли и в структуре рынка сборки. Как и предсказывали эксперты в начале текущего года, одним из последствий рецессии для данного сегмента стало уменьшение объемов производства ПК крупнейшими игроками. По оценкам IDC, доля первой десятки отечественных сборщиков в первом полугодии упала почти вдвое по сравнению с показателями 2008 г. Связана такая динамика с активизацией мелких компаний-сборщиков, зачастую предлагающих более выгодные цены и имеющих возможность быстрее реагировать на меняющийся спрос, сокращением объемов рынка системной интеграции, а также с наличием значительного количества собранных ПК на складах по состоянию на начало текущего года. Подтверждается последнее предположение и информацией о структуре розничных продаж десктопов: по данным GfK Ukraine, доля Топ10 здесь составила 31,9% в штучном выражении и 33,5% – в денежном. Сборщики первого эшелона, в свою очередь, рапортуют об освобождении складов, подготовке новых модельных рядов ПК и предрекают еще одно радикальное изменение структуры рынка во второй половине 2009 г.

Доля стационарных компьютеров, поставленных в нашу страну А-брендами, которым прочили бурный рост, в первом полугодии немного упала. Это может быть связано как с наличием у розничных продавцов и дистрибьюторов складских запасов, затруднявших новые поставки, так и с ориентацией покупателей на бюджетный сегмент. Многие участники рынка при этом ожидают роста активности А-брендов в ближайшие шесть месяцев. Преимуществом данных компаний на рынке может стать наличие финансовых возможностей для повышенной маркетинговой активности и создания выгодных ценовых предложений.

Время собирать

Юрий Зонюк,
генеральный директор компании K-Trade

Первое полугодие ознаменовалось для нашей компании пересмотром внутренних ресурсов, оптимизацией процессов, формированием целей и задач до конца 2009 г. Результатом проведенных изменений стал прирост в продажах на 36% во втором квартале по сравнению с первым. Средняя стоимость собранного нами ПК сейчас составляет $300–350.

Стремительный рост рынка, который мы наблюдали в 2007–2008 гг., не повторится. На данный момент складские запасы практически распроданы, ввоз в Украину нового товара не прекращается, но объемы поставок значительно упали. Насыщенность рынка сегодня полностью позволяет удовлетворить спрос до конца 2009 г. Как следствие, проявляется ожесточенная конкуренция между поставщиками и производителями ИТ-продукции. Мы полагаем, что активное увеличение продаж начнется не раньше второй половины 2010 г.

По нашим оценкам, максимальное падение сбыта было в конце февраля – начале марта этого года. На данный момент ситуация стабилизировалась, и по ряду товарных групп показатели растут. Но было ли начало весны «дном», станет ясно в октябре: многие прогнозируют «вторую волну» кризиса именно на это время. Если мы спокойно отработаем сезон Back to School, можно с уверенностью сказать, что «дно» в продажах мы пережили.

Время собирать

Дмитрий Король,
коммерческий директор компании «Версия-Системс»

В первом полугодии мы реализовали свыше 7 тыс. ПК, причем большинство из них были новой продукцией: нам удалось завершить 2008 г. с минимальными складскими запасами. Средняя стоимость собранного компьютера по сравнению с прошлым годом снизилась и составила около $360. За этот период мы развили корпоративное направление, активизировали работу с интернет-магазинами и запустили собственную площадку для онлайн-торговли. Составленные в начале года планы выполнены на 94%.

За семь месяцев 2009 г. на ИТ-рынке в сегменте сборки ПК произошло перераспределение ролей между каналами: если в прошлом году львиную долю продаж делали розничные сети, то в первые два квартала нынешнего реселлеры и интернет-магазины с меньшим циклом оборота смогли быстрее реагировать на изменения и обеспечивать реализацию.

Самое сложное в кризисе – резкая перестройка, когда радикально меняются правила и условия работы. Этот период пришелся на первые шесть месяцев, и мы научились жить в новой ситуации. Можно считать, что худшее позади – столь резких перемен, как в конце 2008 г., уже не будет, и во втором полугодии следует ждать оживления. Мы планируем реализовать за III–IV кварталы около 25 тыс. ПК и увеличить свою долю и как сборщика, и как дистрибьютора и реселлера, уделив особое внимание корпоративному рынку и интернет-торговле.

Время собирать

Стоит упомянуть и о конкурентной борьбе стационарных ПК с ноутбуками, которая в последнее время складывалась не в пользу традиционных настольных устройств. Внушительные складские запасы лэптопов, с которыми вошло в 2009 г. большинство дистрибьюторов и розничных продавцов и которые часто реализовывались по демпинговой цене, сделали свое дело: по данным GfK Ukraine, в первом полугодии через розничный канал было продано около 109 тыс. мобильных компьютеров и всего 57 тыс. десктопов. При этом все то же затоваривание складов обусловило прямо противоположную картину в структуре поставок: по оценкам IDC, в I квартале текущего года ноутбуков было ввезено почти впятеро меньше, чем десктопов. Во II квартале отставание мобильных ПК существенно сократилось, а в третьей-четвертой четверти можно прогнозировать возвращение ситуации на круги своя.

Продажи стационарных ПК в первой половине 2009 г. пришлись в основном на розничный канал. По оценкам GfK, его доля в структуре сбыта равнялась 53,6% в штучном выражении и 55,8% – в денежном. Показатели по отношению к аналогичному периоду минувшего года увеличились на 4,3 и 5% соответственно. «Локомотивом» роста розничных продаж ПК, в свою очередь, стали специализированные магазины компьютерной техники – их доля в реализации десктопов конечным потребителям увеличилась по отношению к первым шести месяцам 2008 г. на 15%, в то время как универсальные торговые сети продали почти на 12% меньше.

Тенденция ухода настольных ПК локальных сборщиков из универсальных торговых сетей, по мнению участников рынка, продолжится и во второй половине текущего года. Таким образом, можно говорить о возвращении данного сегмента на несколько лет назад, когда приобрести стационарный компьютер можно было только в магазине с узкой специализацией. Количество таких торговых площадей тоже может уменьшиться: в секторе сборки, как и в остальных сегментах отечественного ИТ-рынка, наряду с сокращением объемов стоит ожидать и снижения числа игроков.

Время собирать

Георгий Чернявский,
председатель совета директоров компании «Навигатор»

Самой важной задачей для компании в первом полугодии стала внутренняя перегруппировка, адаптация к новым условиям. На данный момент мы ликвидировали или значительно сократили остатки по основным товарным группам. Средняя стоимость собранного нами ПК для розницы снижена с $500 до $380–400.

Реальные итоги полугодия совпали с ожидаемыми более чем на 90%. По нашим оценкам, для бытовой техники падение потребительского спроса составило около 30%, для ИТ-товаров – 50–55%.

Сегодня при покупке ПК потребитель руководствуется соображениями экономии: спрос сместился в средний и нижний ценовые сегменты. Наметилась также тенденция возврата к истокам – «наколенной» сборке мелкими фирмами, частными сборщиками. Это временное явление, к которому подталкивает экономическая ситуация. Еще одна значимая тенденция – возросшее значение эффективности компаний и их возможностей по сокращению операционных затрат. Особенно тяжело в связи с этим владельцам розничных сетей, превратившихся в балласт, от которого сложно избавиться.

Наш прогноз на второе полугодие — сдержанно оптимистичный: отложенный спрос во всех секторах экономики накапливается, важны стабильность на финансовом рынке и возврат ресурсов в экономику. Мы готовы к возможному росту востребованности ПК в розничном сегменте и планируем реализацию нескольких крупных проектов для корпоративных заказчиков.

Время собирать

Александр Головченко,
генеральный директор компании «МКС»

В силу проблем во II квартале 2009 г., связанных с конфликтом с ВТБ Банком, мы можем оценивать только результаты первых трех месяцев года. Они прошли вполне ожидаемо и стали логическим продолжением второй половины 2008 г. Показатели в нашей компании упали на 50%, что соответствовало планам, принятым в ноябре минувшего года. Средняя стоимость собранного ПК в «МКС» составляет 2500–3000 грн.

На рынке сборки на сегодня наиболее стабилен розничный канал. Ритейл – это своеобразный градусник, показывающий «температуру» потребления, он точнее всех отражает текущую ситуацию. Корпоративный же рынок и системная интеграция ориентированы на долгосрочные проекты.

Я считаю, что нынешняя ситуация – это еще не кризис. То, что происходит сейчас, правильнее назвать ухудшением потребительских настроений. В последние годы мы привыкли жить при росте уровня потребления, и сегодня необходима в первую очередь психологическая перестройка. Во втором полугодии мы ожидаем некоторой стабилизации рынка в целом и небольшого сезонного роста активности. Что же касается выхода из кризиса, то о нем можно будет говорить не раньше 2011 г., и первым сегментом, который покажет рост, станет розница.