Возвратились в плюс

15 июль, 2011 - 11:27Артем Юрченко

Несмотря на то, что после откровенно провальной первой четверти 2011 г. мировой рынок ПК возвратился в позитивную зону, слабая динамика роста отгруженных в каналы компьютеров пока что не вызывает у наблюдателей особого оптимизма.

Предварительные результаты, практически одновременно обнародованные аналитиками IDC и Gartner, обнажили сразу несколько основополагающих тенденций. Прежде всего, стержневое ИТ-направление, на протяжении последних нескольких лет испытывающее подъем благодаря высокому интересу к нетбукам и недорогим ноутбукам, остается под прессингом сохраняющейся на ключевых рынках экономической нестабильности. Ситуацию усугубляет обостряющаяся конкуренция со сравнительно новыми продуктовыми категориями, в частности смартфонами и медиа-планшетами, которые уже весьма заметно влияют на продажи ПК как в потребительском, так и корпоративном секторах. Наконец, зафиксированный незначительный рост поставок в годовом сопоставлении стал следствием неожиданно высокой потребительской активности, имевшей место в первой половине прошлого года, во многом связанной с удовлетворением отложенного спроса.

Как результат, в стане IDC предварительно насчитали 84,4 млн отгруженных в каналы настольных ПК, ноутбуков и нетбуков без учета серверов х86, а также медиа-планшетов. Результат оказался на 2,6% больше, нежели годом ранее и практически совпал с прогнозированным в мае ростом в пределах 2,9%.

Более ощутимым оказался разрыв между прогнозной и фактической цифрами у экспертов Gartner. Судя по выдержкам из отчета последних, во II кв. у вендоров было заказано 85,2 млн компьютеров без учета планшетов, благодаря чему рынок увеличился на 2,3% в годовом сопоставлении при прогнозном значении не менее 6,7%.

Уже традиционно зрелые рынки Северной Америки и Западной Европы оказались в числе главных замедлителей, а страны Латинской Америки и региона APeJ уверенно росли. Поставки ПК в США сократились к прошлому году на 4,2%, что стало следствием совместного действия факторов избыточного потребления устройств год назад и вялым восстановлением национальной экономики в настоящее время. Тем не менее, в квартальном сравнении регион вырос, потребив свыше 17,8 млн ПК. На фоне снижения результативности локальных лидеров HP (-0,6%) и Dell (-10,2%), стабильностью отличается укрепившаяся на третьей строке Apple. Отгрузив по версии IDC 1,9 млн компьютеров, компания нарастила количество реализованных систем на ощутимые 14,7% к прошлому году.

Сокращением поставок второй квартал кряду отчитался регион EMEA. Так, вклад стран Центральной и Восточной Европы (CEE), а также Ближнего Востока и Африки (MEA) продемонстрировавших прирост в годовом и квартальном сравнениях, оказался недостаточным для компенсации провала, вызванного сменой предпочтений в сторону планшетов и смартфонов потребителями Западной Европы. Сохраняющиеся на довольно высоком уровне складские запасы стали основным препятствием для наращивания поставок в дистрибьюторское звено. Как итог, количество направленных в каналы сократилось на 4,8% (Gartner), едва преодолев рубеж в 23 млн устройств.

Надежным компенсатором в глобальном рассмотрении остается азиатско-тихоокеанский регион. Несмотря ощутимое снижение поставок, отмеченное на емком рынке Индии, Китай в очередной раз сумел сгладить потенциальный спад, позволив региону APeJ добиться, по версии IDC, позитивной динамики в пределах 12% к аналогичному периоду прошлого года.

Единоличным лидером в соревновании вендоров остается HP. Несмотря на ослабление позиций в Азии, компании удалось отгрузить в каналы 15,2 млн ПК, что на 3% больше, нежели годом ранее, однако незначительно меньше, чем в начальной четверти. К слову, на фоне устойчивого усиления позиций на профессиональном рынке, потребительское направление HP демонстрирует нередкие сбои.

Dell обживается на возвращенной не так давно второй позиции. Не без помощи корпоративных потребителей, оживленно мигрирующих на решения под управлением Windows 7, в натуральном выражении вендор улучшил свой результат на 2,8%, до 10,9 млн устройств. Кроме того, свои позитивные плоды начали приносить развивающиеся регионы Европы и Азии, которым Dell на протяжении последних полутора лет уделяет самое пристальное внимание.

Хотя Lenovo впервые вошла в тройку лучших, для наблюдателей это не стало сюрпризом. Активная работа по расширению каналов сбыта настольных и портативных решений за пределами свой многолетней вотчины APeJ, а именно в США, Латинской Америке и Японии, позволило китайскому игроку нарастить поставки на рекордные 23% к прошлому году, до 10,2 млн устройств.

С другой стороны, присутствие Acer Group уверенно сокращается. Бизнес-модель вендора с акцентом на реализацию больших объемов недорогих устройств потеряла былую эффективность, как следствие дистрибьюторские каналы ряда приоритетных регионов, в особенности EMEA, отчитываются высокими складскими запасами.

Итак, вопреки неудовлетворительным промежуточным итогам, в экспертной среде сходятся во мнении, что массовое обновление продуктовых линеек, а также появление выгодных предложений на протяжении сезона back-to-school и в период предновогодней активизации спроса приведут к росту поставок компьютеров на всех без исключения региональных рынках, что позволит в целом за 2011 г. добиться прироста поставок в пределах 9,3% (Gartner), до 385 млн устройств.

Возвратились в плюс

 

Возвратились в плюс