«ВОЛЯ»: «Интернет-бум начнется тогда, когда станет очевидной польза Сети на бытовом уровне»

13 октябрь, 2005 - 23:00КО

В течение последних полутора лет количество абонентов широкополосного доступа в Сеть в нашей стране увеличилось в несколько раз. Наибольший рост спроса на эти услуги пришелся на столицу. В качестве «последней мили» здесь широко используются сети кабельного ТВ, причем столь высокая их популярность нетипична ни для Украины в целом, ни для Европы. О том, что повлияло на их развитие, и об общих тенденциях на рынке интернет-услуг мы беседуем с руководителем интернет-проекта группы компаний «ВОЛЯ» Вадимом Гарбузом.

Каково сегодня соотношение числа тех, кто использует dial-up- и широкополосный доступ в Интернет?

По нашим расчетам, в среднем по Украине Интернетом пользуется около 1,5–2% населения, в Киеве – 5–7%. Однако точное количество абонентов не знает никто, несмотря на то, что и маркетинговые агентства, и различные ведомства, в том числе Минтрассвязи и Госкомстат, периодически обнародуют свои данные, ведь считать можно по-разному. С широкополосным доступом еще труднее. Мы не отслеживаем, например, сколько человек использует наш канал, если он протянут в офис. Это можно предположить, только судя по уровню трафика.

Для собственных бизнес-планов мы приняли следующие цифры: в Киеве пользователей dial-up 200 тыс., а услуг широкополосного доступа – 70 тыс. Из них около 10–20 тыс. человек – абоненты домашних сетей (хотя с их подсчетом, пожалуй, труднее всего), 30 тыс. – «Воля Броадбенд», а остальные – пользователи DSL-услуг, выделенных линий и клиенты прочих провайдеров кабельного Интернета.

Через год мы ожидаем выхода на рынок технологии WiMAX. Если ее правильно позиционировать, она составит серьезную конкуренцию кабельным технологиям доставки Интернета, хотя не нужно забывать, что провод всегда лучше эфира.

В Киеве половина широкополосных подключений к Интернету приходится на сети кабельного ТВ. Типично ли это для европейской столицы?

Нет, это нетипичная ситуация – такова специфика Киева. Из-за сложной топологии столицы, расположенной на холмах, нормального эфирного телевидения в ней никогда не было. Коллективные антенны постепенно изжили себя – в 95% квартир ТВ-сигнал сейчас доставляется по кабелю. С его помощью можно предоставлять и новые услуги: Интернет, цифровое телевидение и т. п.

Практически во всей Европе, кроме Скандинавских стран, по числу подключений лидирует DSL.

На кого ориентированы услуги «Воля Броадбенд»?

«ВОЛЯ» «Интернет-бум начнется тогда, когда станет очевидной польза Сети на бытовом уровне»
«В структуре затрат провайдера, влияющих на конечную стоимость его услуг, на трафик приходится не более 15–20%. Самые значительные расходы на эксплуатацию сети, на поддержку и развитие инфраструктуры, на персонал»

В качестве целевой аудитории мы прежде всего рассматриваем частных пользователей и сегмент SOHO. Услуга позиционируется как домашний Интернет, ведь по многим параметрам она не подходит крупным корпорациям: «ВОЛЯ» не предоставляет сервиса маршрутизации, инкапсуляции, VPN выше третьего уровня и т. д.

Иногда к нам обращаются корпоративные пользователи со специфическими запросами, но мы вынуждены им отказывать: мы не можем, например, предоставить защиту от сбоев уровня «пять девяток», подключать банкоматы, обеспечивать связь с сетью SWIFT и нести за все это ответственность за 100 гривен в месяц.

«ВОЛЯ» планирует выходить на корпоративный рынок. Более того, в Киеве у нас уже развернута собственная сеть передачи данных пропускной способностью 2 Gbps, с гигабитовыми Ethernet-портами. И вот на базе этой сети мы готовы предоставлять услуги любого уровня, так же, как операторы, ориентированные на корпоративный рынок.

А почему в свое время из тарифного плана «Воля Броадбенд» были исключены пакеты без ограничений украинского трафика?

На это есть несколько причин. Специфика Украины состоит, во-первых, в очень дорогих внешних каналах (правда, сейчас наблюдается тенденция к их удешевлению), во-вторых, у нас слишком дружный народ. Европейцы и американцы – индивидуалисты. Имея доступ к безлимитному Интернету, они и не подумают поделиться им с соседями. У нас любой нелимитированный доступ – основа для организации домашней самопальной сети.

Сейчас эта проблема актуальна не так, как раньше. Вместе с нами от практики предоставления неограниченного украинского трафика в рамках абонплаты отказались практически все крупные операторы.

Да, украинский трафик дешев для провайдера. Его себестоимость – это фактически стоимость оборудования, подключения со скоростью 1 Gbps и абонплата. Она составляет $100–300 независимо от объема полученных и отправленных данных. Однако включать его цену в пользовательскую абонплату, я считаю, неправильно. Не нужно зарабатывать на нем – смысл в том, чтобы он просто не был бесплатным.

Конечно, зарубежные провайдеры тоже борются с этой проблемой. У них в договоре есть пункт о том, что оператор вправе предложить абоненту бизнес-пакет или, при отказе, разорвать соглашение с ним по собственной инициативе в тех случаях, когда трафик превышает какие-то определенные нормы в расчете на одного пользователя. Думаю, что со временем украинские провайдеры придут к европейской практике. Они будут предлагать пакеты с заведомо избыточными объемами предоплаченного трафика в расчете на одного пользователя, но не безлимитные.

Обсуждался ли вопрос бесплатного предоставления украинского трафика среди участников проекта UA-IX?

Он обсуждается постоянно. Одни операторы хотели бы уйти от такой системы, а другие поддерживают ее, поскольку для небольших провайдеров, в том числе домашних сетей, это способ выживания, едва ли не единственное рыночное преимущество. Многие все же понимают, что систему необходимо менять. Сейчас мы активно ищем решение, которое сможет удовлетворить большинство провайдеров.

Какая часть трафика UA-IX приходится на пользователей «Воля Броадбенд» и какой трафик потребляется больше всего – национальный или международный?

Сегодня загрузка UA-IX в среднем 1 Gbps, на нашу долю приходится около 200 Mbps, т. е. примерно пятая часть. Это достаточно много для одного провайдера. В среднем же соотношение потребляемого украинского трафика к международному у наших клиентов составляет 35:65.

На базе каких внешних каналов вы оказываете услуги?

Недавно подписали акт об аренде канала у Datagroup, используем также мощности «АйТи Системз». Сами мы не прокладываем ВОЛС, не ставим оборудование: это другой бизнес, и в обозримом будущем мы вряд ли будем им заниматься.

Насколько интенсивно снижаются цены на трафик для конечных пользователей?

За последний год для абонентов стоимость трафика снизилась незначительно, если не считать отдельных случаев демпинга. Однако нужно учитывать, что его цена для провайдера оказывает небольшое влияние на конечную стоимость услуг – не более 15–20%. Самые значительные затраты приходятся на эксплуатацию сети, на поддержку и развитие инфраструктуры, на персонал.

Какими темпами растет ваша абонентская база?

На 1 января 2004 г. у нас было 8,5 тыс. пользователей, а к концу нынешнего года мы планируем увеличить их количество до 42 тыс. Основная причина такого бурного роста в том, что мы обеспечили возможность подключения к «Воля Броадбенд» по всей своей сети, а не только в ее широкополосном сегменте, как это было раньше. Кроме того, сыграли свою роль маркетинг и рекламная поддержка.

Как это ни удивительно, но многие наши потенциальные абоненты еще не знают о существовании такой услуги. «ВОЛЯ» до сих пор ассоциируется у них с аналоговым ТВ низкого качества конца 90-х годов прошлого века, когда имели место отключения и обрывы, а телемастер мог прийти через неделю после вызова. Негатив до сих пор остался.

Недавно мы провели исследование, в ходе которого выяснили, что многие считают цифровое ТВ и услуги Интернета по кабелю дорогими, не имея понятия о их реальной стоимости. Задавался вопрос: «Дорого ли для Вас тратить на это 27 грн в месяц?» – и в ответ было недоумение: такая услуга казалась многим подозрительно дешевой. Люди знают, что представляет собой НТВ+, что его пакеты стоят от $50 в месяц, но не видят разницы между цифровым и спутниковым ТВ. Вот за счет переубеждения таких потенциальных пользователей мы и рассчитываем в ближайшее время нарастить абонентскую базу, притом, что сейчас наши кабельные сети покрывают 860 тыс. киевских квартир из 1 млн.

Планируете ли вы строить сети в тех районах, где работают другие операторы кабельного ТВ?

Исторически сложилось так, что лицензии на строительство сетей выдавались по районам и не предоставлялись двум операторам сразу. Сейчас это ограничение снято, но существуют экономические барьеры. Не имеет смысла заходить на территорию другого оператора, строить параллельную сеть и предлагать абонентам то же самое, но, например, на 2 грн дешевле.

Единственное, ради чего имеет смысл создавать параллельные сети, – предоставление более широкого спектра услуг по кабелю, чем у конкурентов.

Рассматривается ли в качестве перспективного сервиса видео по запросу?

Это достаточно активно обсуждаемая услуга, но коммерческих проектов Video-on-Demand масштаба города или района еще нет – все ограничивается кампусами или гостиницами.

Действительно, первыми внимание на видео по запросу обратили операторы кабельного ТВ, но очень быстро выяснилось, что его развитие влечет слишком большие вложения в аппаратную часть, в инфраструктуру. Пожалуй, наиболее существенные проблемы – это стоимость контента и соблюдение авторских прав. «ВОЛЯ» имеет права на трансляцию передач цифрового ТВ, но не владеет правами на их запись. Правообладатели из-за Video-on-Demand теряют потенциальную прибыль, потому что если их можно записывать, значит, можно и распространять. Но сейчас уже разрабатываются системы защиты контента, для того чтобы им можно было пользоваться только определенное время, или на определенном декодере, или с определенной абонентской карточкой.

При таком территориальном охвате не возникала ли идея предлагать услуги IP-телефонии для частных пользователей?

Как раз сейчас мы работаем над таким проектом, это одна из наиболее перспективных услуг. Однако «ВОЛЯ» понимает, что телефония должна быть равноправным сервисом, а не приложением к Интернету. Думаю, мы предложим его уже через год-два. Для этого необходимо проделать достаточно большую организационную и согласовательную работу.

Планирует ли «ВОЛЯ» продвижение услуг в регионы?

У нас уже есть дочерние предприятия во Львове, в Черновцах, Алчевске. Весной во Львове начала работать компания «Львів КТБ», также предоставляющая услуги Интернета, мы помогали им запускать этот сервис. Думаю, будем и дальше развивать бизнес в городах-миллионниках, там, где спрос на подобные услуги потенциально высок.

Как Вы считаете, что влияет на популярность Интернета в Украине?

Она очень зависит от экономической ситуации в стране. Люди должны иметь ПК и возможность доставки Интернета к себе домой. Для этого нужно сделать многое на законодательном уровне, в частности снизить таможенные пошлины на абонентское коммуникационное оборудование, а также прекратить практику взимания НДС методом первого события: это существенно сдерживает бизнес операторов. Необходимые предложения уже неоднократно вносились на рассмотрение в Верховную Раду, Правительство, Президенту, однако никаких положительных изменений пока не наблюдается.

Кроме того, необходимо, чтобы Сеть стала не только средством развлечения, но и реальным полезным инструментом с бытовой точки зрения. Приведу такой пример. Во Франции в начале 80-х годов была запущена правительственная программа MiniTel. В каждую квартиру устанавливался терминал, с которым осуществлялась связь через выделенную линию, с помощью которого жильцы имели возможность взаимодействовать в автоматическом режиме с муниципальными учреждениями (например, регистрировать автомобили, оформлять заявки коммунальным службам), работать со своими банковскими счетами не выходя из дому. Поэтому когда появился Интернет и проект MiniTel постепенно перешел в Сеть, польза от него для французов была очевидна.

Использование Сети в личных целях большинством украинцев ограничивается чатами, блогами, поиском музыки, фотографий и т. д. Зачем Интернет нужен, например пенсионеру, объяснить сложно. И компьютер, и Сеть для многих пока остаются вещью в себе. Большие надежды мы возлагаем на наполнение Сети необходимым прикладным контентом, в частности на правительственную программу «Электронная Украина». По моему мнению, она должна переломить ситуацию.