VoIP: cкромные успехи и большие ожидания

23 сентябрь, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Новое детище соратников -- небольшая VoIP-утилита Skype, которую с сайта компании загрузили уже более 22 млн. пользователей. Каково же ее назначение и в чем секрет популярности? Она призвана изменить привычный нам мир -- не больше и не меньше.

В феврале 2004 г. об этом поведал в интервью журналу Fortune шеф коммуникационного ведомства США Майкл Пауэлл (Michael Powell). "Мир изменится, -- сказал глава FCC (и, кстати, сын госсекретаря США). -- Если люди, написавшие KaZaa, теперь распространяют бесплатную программу, с помощью которой можно звонить кому угодно, причем качество связи превосходит все ожидания, то мир изменится".

VoIP cкромные успехи и большие ожидания
Сегодня Skype ежесуточно загружают почти 100 тыс. пользователей
волна интереса к Skype, обусловленная бесплатностью самого ПО, начинает сегодня беспокоить и крупных операторов связи. Согласно исследованию рынка, проведенному агентством Ipsos-Insight, около 19% подписчиков широкополосных соединений либо уже активно используют, либо собираются применять в ближайшее время VoIP-телефонию. С другой стороны, абонентов высокоскоростных каналов трудно назвать типичными представителями всего населения, поскольку от них требуются наличие определенных технологических навыков и возможность оплаты специального оборудования и канала.

Это подтверждают исследователи из Pew Internet & American Life Project, которые в результате телефонного опроса американцев определили, что только 27% населения слышали о VoIP и только 13% используют эту технологию в домашних условиях. В то же время голосовая функциональность в популярных программах для обмена сообщениями привела к тому, что такой звонок через Интернет хотя бы раз в жизни произвели 11%, или 14 млн. американцев.

IDC считает, что к 2008 г. около 20 млн. кабельных подписчиков будут использовать именно эти каналы для голосовой связи, а объем сектора рынка VoIP-телефонии к 2008 г. достигнет 11,8 млрд. долл.

Несмотря на это ведущие телефонные компании не спешат бросаться в Интернет-гонку. "Это копеечный бизнес", -- утверждает Дэвид Норман (David Norman), генеральный директор AT&T. Да никто из нынешних пользователей VoIP и не отрицает, что пока основным преимуществом нового способа связи является цена, причем этот фактор становится практически незначимым, если речь идет о междугородных переговорах. "Безусловно, объем нового сегмента рынка телефонии составит пару миллиардов долларов дохода, -- продолжает Норман. -- Но для такой корпорации, как наша, с годовым доходом в 25 млрд. долл., VoIP никак нельзя назвать приоритетной технологией".

Возможно, уже следующий год заставит его изменить свое мнение. Forrester Research оценивает число американцев, которые сегодня пользуются этими услугами, примерно в 600 тыс. Но уже к концу текущего года их число должно превысить миллион, что, наконец, должно заставить телеком-провайдеров обратить внимание на новый рынок.

Крупные корпорации могут серьезно пострадать из-за "эффекта Меткалфа", когда число пользователей внезапно начинает расти по экспоненте из-за того, что каждый из них рекомендует сервис нескольким своим знакомым, вызывая лавинообразное вовлечение абонентов.

Можно ли сегодня реально заработать на VoIP? Видимо, на этот счет пока нет единого устоявшегося мнения, как нет и сколько-нибудь созревшего рынка. Большинство игроков здесь проявляют осторожность, не расширяя спектра услуг далее провайдерства по чужим каналам и предоставления международных шлюзов VoIP-PBX.

О позитивных результатах рапортуют разве что поставщики домашних маршрутизаторов. Эти устройства, не особо востребованные в доме, где на коммутируемой линии находится только один компьютер, внезапно становятся объектом спроса, если клиент собирается звонить через Интернет, да еще, например, получать цифровое видео (о стартапе Akimbo, который предоставляет высококачественное видео напрямую на домашние телеэкраны через Интернет, мы уже рассказывали). Аналитики предсказывают, что количество подобных сервисов будет расти и только к концу текущего года в мире будет продано до 5 млн. домашних маршрутизаторов, а к 2008 г. Instat-MDR предсказывает объем продаж в 18 млн.