Внедрение: взгляд «1С»

29 июнь, 2005 - 23:00Александр Черников

Фирма «1С» и аудиторско-консалтинговая компания Deloitte провели 9 июня в Киеве семинар «Эффективный бизнес в современных условиях. Управление производственным предприятием». В отличие от привычных единых бухгалтерских семинаров и партнерских конференций, это мероприятие, проводимое в Украине уже во второй раз, было ориентировано на руководителей предприятий и их заместителей, финансовых директоров и начальников IT-подразделений.

Внедрение взгляд «1С»
Сергей Крищук: «Сравнение украинских компаний с лидерами мировых рынков позволяет молодому бизнесу определить верные стратегию и тактику своего развития»

Выступления на семинаре были в основном посвящены методам повышения эффективности ведения бизнеса. Тон с самого начала задал представитель консалтинговой компании Deloitte Сергей Крищук, который ознакомил аудиторию с разработанными ее специалистами картами стоимости предприятий (Enterprise Value Map), с помощью которых выполняется сравнительный анализ различных аспектов их деятельности, выявление проблемных участков и последующий контроль за их устранением.

Специалисты московского офиса и украинского представительства фирмы «1С» провели общий обзор новых решений системы программ «1С:Предприятие 8.0» для Украины и более подробно – «1С:Управление производственным предприятием», включая подсистему планирования производства и вопросы мониторинга финансовых показателей.

Внедрение взгляд «1С»
Игорь Скородумов: «Один из главных рисков проекта – сопротивление менеджеров, оценка деятельности которых зависит от информационной системы»

Больше всего, пожалуй, привлекла внимание презентация Игоря Скородумова, руководителя направления по работе с корпоративными клиентами фирмы «1С», посвященная методике проведения самих преобразований при выполнении проектов. Многие высказанные им положения были довольно необычными, а речь фактически шла не просто о внедрении корпоративной информационной системы, а о проведении стратегических изменений в организации работы предприятия-заказчика.

Необходимость таких преобразований сегодня особенно остро ощущается в крупных территориально распределенных компаниях и быстро растущих холдингах, которых становится все больше. Для акционеров и собственников наиболее важной информацией, которую они хотели бы регулярно получать, являются сведения о финансовом здоровье компании, поскольку от этого зависят их доходы. Однако традиционный бухгалтерский учет, ориентированный на выполнение установленных государством требований, финансовой оптимизацией бизнеса, как правило, не занимается и часто вообще не считает это своей задачей.

Но в условиях частного бизнеса собственно бухгалтерия превращается в относительно небольшое подразделение финансовой службы, основная задача которого – организация качественного управленческого учета для повышения стоимости бизнеса и снижения связанных с ним рисков. Поэтому именно изменение представлений работников, занимающихся учетом, об их задачах становится важной целью проекта внедрения. И только одним из последних этапов является разработка собственно IT-решения.

О рисках проекта

Очевидно, что любой проект имеет определенную вероятность невыполнения – по разнообразным причинам, которые обычно называют рисками проекта. Едва ли не самым серьезным из них специалисты называют почти всегда присутствующее сопротивление изменениям со стороны ряда сотрудников. Как правило, ими являются руководители среднего звена, не желающие, чтобы оценка их работы выполнялась на основе данных информационной системы, т. е. более объективно, чем раньше.

Еще один часто упоминаемый риск заключается в том, что часть привычных персоналу бизнес-процессов должна измениться в соответствии с реализованными в информационной системе правилами для увеличения их эффективности. Реже говорят о том, что возможен и прямо противоположный вариант, когда компания использует продуманные эффективные процессы, разработанные самостоятельно, и менять их нет никакого смысла. В силу этого каждое IT-решение, несмотря на бытующее представление о единообразии лучшей практики, оказывается уникальным, и при внедрении неизбежно понадобится довольно серьезная доработка типовых конфигураций систем. Это значит, что проект внедрения во многом становится проектом разработки ПО со всеми вытекающими отсюда специфическими IT-рисками.

Следующий риск – множественное пересечение интересов руководителей. В крупной компании один человек физически не в состоянии контролировать всю поступающую информацию и принимать все управленческие решения. В результате вполне вероятна ситуация, когда, например, консультанты рекомендуют руководству холдинга использовать не большую и сложную систему, а локальные средства автоматизации отдельных участков, как бы немодно это ни выглядело.

Команда внедрения

Несколько лет назад бытовало представление о том, что на предприятие придут консультанты, установят систему, научат персонал использовать ее и работать по новым правилам. После ряда неудачных проектов положение дел видится иначе: основу команды внедрения должны составлять представители заказчика и консультанты в определенной пропорции. Сегодня, по мнению специалистов «1С», возникает необходимость более узкой специализации, и выделяются пять направлений: управление самим проектом, консалтинг клиента, работы по доработке/разработке типового шаблона, внедрение типового шаблона и (едва ли не впервые в отечественной практике) управление персоналом.

На последнем пункте следует остановиться особо. Поскольку проект выполняют десятки людей, вынужденных интенсивно работать в условиях постоянных изменений привычных процедур, неизбежны рассогласования и сбои в структуре основного бизнеса. Это вызывает конфликты как внутри самого предприятия, так и в команде внедрения, которые должны улаживаться как можно быстрее, чтобы не ставить под угрозу весь проект. В «1С» накоплен определенный опыт сотрудничества с профессионалами в этой области, и включение их в команду внедрения в ряде случаев оказалось очень эффективным. Ранее специалисты-психологи успешно использовались подобным образом в армии и оборонных отраслях. Но теперь, столкнувшись с тем, что бизнес становится все более похожим на боевые действия, отечественные компании, как и западные, вынуждены играть по правилам battlespase – поля боя. А поскольку подавляющее большинство предприятий работает по процессному, а не проектному принципу, сам процесс стратегических изменений в компаниях становится и для них, и для команды внедрения достаточно серьезным психологическим испытанием.

Однако есть еще один риск, о котором обычно умалчивают и внедренцы, и пользователи, – «расползание» системы. Часто даже вполне успешно завершенный проект не приносит заказчику ожидаемого повышения эффективности работы, поскольку за первые годы эксплуатации постоянные мелкие изменения в организации труда и используемом ПО по просьбе той или иной службы компании сводят на нет все улучшения, делая внедренные IT-процессы неузнаваемыми. Более того, во многих случаях предприятия фактически возвращаются к бизнес-процессам, которые использовались до стратегических изменений. Для предотвращения подобной ситуации «1С» рекомендует выполнять своеобразное «замораживание» системы – фиксировать ее в определенном конечном и периодически контролируемом состоянии и безусловно соблюдать установленые процедуры, несмотря на сопротивление персонала.

Но еще более необычно со стороны одной из ведущих компаний-разработчиков делового программного обеспечения СНГ прозвучал уже несколько лет продвигаемый Gartner Group тезис о вторичности информационных технологий для успешного ведения бизнеса компаний, желающих провести свою «компьютеризацию».

IT как вторичная структура

В развитых странах мира, отметил г-н Скородумов, уже в течение ряда лет ведутся серьезные исследования влияния IT на основной бизнес коммерческих компаний. Их результаты однозначны – самостоятельная значимость информационных технологий в ближайшем будущем существенно снизится, и они перейдут в разряд обязательных, но вспомогательных ресурсов – как в свое время электроэнергия, счеты, арифмометры и пишущие машинки. Кроме этого, прослеживается тенденция вывода затратных подразделений, одним из которых является бухгалтерия, в аутсорсинг – так, например, поступила Dell, наняв для ведения обязательного учета одну из индийских фирм. В результате на предприятии останутся только консультанты, контролирующие правильность заполнения первичных документов и их ввод в систему, а сама она будет использоваться в основном для целей управленческого учета.

Для отечественных компаний это пока кажется весьма отдаленным будущим, и, видимо, останется множество мелких и средних фирм, где внедрение сложной управленческой системы по разным причинам будет нецелесообразным. Но крупным предприятиям, имеющим сложную организационную структуру, неизбежно придется искать способы сокращения издержек, если они хотят на равных конкурировать с приходящими на рынок Украины опытными западными компаниями.

Вот таким образом изменяются представления о роли информационных технологий в бизнесе на постсоветском пространстве. На наш взгляд, семинары, которые проводят компании, оказывающие профессиональные IT-услуги в области автоматизации деятельности предприятий, также будут становиться в дальнейшем все более специализированными, отражая в основном тематику, связанную скорее с организацией бизнеса, чем с IT. «1С» в этом процессе, бесспорно, занимает лидирующее положение среди разработчиков делового ПО.