Виртуальные прогулки с RealVIZ

20 апрель, 2006 - 23:00Артем Юрченко

Портфолио французской графической лаборатории RealVIZ в этом году пополнилось очередным высокотехнологичным произведением. Редактор VTour предлагает своим пользователям оригинальный подход к преобразованию отдельных изображений и фотопанорам в полноценные трехмерные сцены.

VTour не содержит революционных нововведений, однако в нем реализован весьма оригинальный подход к процессу быстрого преобразования двумерных полотен в объемные композиции. Дабы убедиться в этом, достаточно загрузить с сайта демонстрационную версию продукта, размер которой едва превышает 140 МВ. Несмотря на ограничения, связанные с невозможностью сохранения проектов и их финального просчета, первые впечатления положительные. В распоряжение же редакции разработчики любезно предоставили полнофункциональную коробочную версию VTour. Помимо диска с дистрибутивом она включает красочно оформленное справочное руководство, в котором детально излагаются основные принципы функционирования продукта.

Виртуальные прогулки с RealVIZ

VTour аккумулировал передовые наработки лучших представителей линейки RealVIZ – пакетов ImageModeler и Stitcher. Первый из них заслуженно считается лучшим фотограмметрическим приложением, удел второго – качественное «сшивание» групп изображений в плоские, цилиндрические, кубические и сферические панорамы.

Типичный производственный процесс VTour состоит из шести технологических операций, каждая из которых имеет два и более перехода. Первым обязательным этапом, следующим после загрузки исходного растрового материала, является калибровка виртуальной камеры. В интерпретации французских программистов этот процесс начинается с поиска сегмента изображения, содержимое которого позволяет как можно более точно разместить на нем точку пересечения осей XYZ. К примеру, для случая с закрытым помещением это угол. С фотографиями открытой местности сложнее, однако отыскать удачно запечатленный торец здания или другую геометрически правильную фигуру особого труда не составит. Вслед за предварительной выверкой осей в произвольных частях изображения предстоит разместить вспомогательные векторы. Данная процедура необходима для выявления погрешностей в определении основных координатных осей и, как следствие, благоприятно отражается на точности предварительно выверенной версии. Параллельно калибровке произойдет автоматическое вычисление характеристик виртуальной камеры. Кстати, при работе с отдельными изображениями следует помнить, что фокусное расстояние и дисторсия объектива задаются самостоятельно, с учетом параметров съемки. В случае же с панорамами, в том числе и с углами обзора 360×180°, названные характеристики практически всегда можно обнаружить среди прочих свойств исходных файлов.

Виртуальные прогулки с RealVIZ
Вдохнуть объем в плоскость двумерного изображения возможно путем ручного размещения ключевых элементов сцены в полигональных каркасах, соответствующих их формам

Определившись с системой координат, самое время приступать к моделированию окружающей среды. Привнести объем в плоскость двумерного изображения возможно путем ручного размещения элементов сцены в полигональных каркасах, соответствующих их формам. Для этих целей редактор располагает набором стандартных геометрических примитивов и инструментами по видоизменению их первоначальных форм. В частности, существует возможность добавления новых элементов, разделения поверхностей на более мелкие, их выдавливания (как обычного, так и инверсного), сглаживания острых кромок и т. д. Для того чтобы безошибочно вписать трехмерную сетку в растровую первооснову, потребуется инструмент Constraints Tool. В его компетенции ограничение всех перемещений объектов одной плоскостью или определенной осью.

Помимо так называемого обратного моделирования облегчить некоторые задачи способен импорт подготовленных ранее моделей.

Конструкторская часть работы над проектом завершается процедурой наложения на полученную геометрию текстурных карт. Информация о текстурах извлекается из принятых за основу проекта изображений. Для тщательной привязки пиксельной оболочки к проволочному остову, а также внесения изменений в масштаб рисунка и его расположение непосредственно на поверхности модели VTour снабжен удобным редактором UV-координат.

Виртуальные прогулки с RealVIZ
Для анимации потребуется ряд ключей, представляющих собой набор попавших в поле зрения объектива кадров. Отталкиваясь от этой информации, VTour будет самостоятельно интерполировать положение камеры в промежуточных кадрах

Как и во многих других программных 3D-конвейерах, конечной стадией создания виртуального тура является визуализация. С этой целью путем простановки ключей рассчитывается траектория, вдоль которой будет двигаться камера. Одновременно определяется ее ориентация в пространстве и фокусное расстояние объектива. Разумеется, проекты можно сохранить в формате AVI или MOV, однако перемещаться в собственноручно воссозданной трехмерной среде комфортнее всего вооружившись механизмом исследования панорам Spi-V3d или Virtools. Работают они как в онлайне (через подключаемый к браузеру модуль), так и в режиме автономного плеера. К воспроизведению допускается контент, подготовленный в формате Shockwave w3D с XML-дополнением.

Таким образом, VTour представляет собой весьма полезное средство для оперативного возведения фотореалистичных трехмерных сцен (особенно качественно получаются интерьеры помещений, архитектурные сооружения и целые улицы). Заявленная разработчиком стоимость редактора не превыша-ет $450, что вполне оправдано функциональностью включенного в арсенал редактора инструментария.