В Украине вызревает рынок M&A для локальных проектов

5 ноябрь, 2012 - 11:27Денис Довгополый

Никогда не подумал бы, что осень пройдет под знаком M&A (mergers & acquisitions, слияния и поглощения). Значит рынок стартапов созрел. Сегодня я пересчитал количество компаний, которые готовы покупать локальные проекты от early revenue до уже зрелой компании (от 1 до 10 млн долларов exit valuation). Насчитал 11 штук. Они могут покупать в год от 2 до 5 компаний. Я оцениваю этот рынок в 2014 г. (думаю, что в 2013 г. он будет только формироваться) от 30 до 70 сделок на сумму около 200 млн долл. По моим прогнозом он будет расти на 20-30% в год, если сделки будут делать только локальные или существующие нелокальные игроки, 30-40% (и более) в год, если активно подключатся россияне, и 50%+ если глобальные игроки будут входить на наш рынок (но это вряд ли).

Обращаю внимание, это не рынок инвестиций поздних раундов, это именно M&A. Какие компании будут продаваться-покупаться? Есть несколько направлений.

  1. Медийные проекты. Будут востребованы проекты со сфокусированной целевой аудиторией, с посещаемостью от 10-20 тыс. уникальных посетителей в день и более.
  2. Проекты из сферы новых медиа. Все то, что может быть использовано медийными холдингами. Тут возможно покупка компании с новым продуктом, хорошей командой и минимальной (20К+ уников) ЦА. Речь идет о пограничных проектах ТВ-Интернет, ТВ-традиционная пресса, но с использованием новых технологий или новых носителей или новых форматов.
  3. Проекты, которые можно превратить в cash cow. Любые проекты, которые легко конвертируют трафик в деньги. Компании должны быть более-менее зрелые.
  4. Любые шумные проекты в области consumer internet, в которых life cicle пользователя достаточно длинный.
  5. Ну и конечно, рынок e-commerce, который уже переживает бум. Уверен, что тренд на укрупнение компаний будет заставлять крупные компании покупать мелкие, офлайновые компании будут покупать онлайн компании. Уже пару таких сделок прошли втихую.

Это дает локальным предпринимателям и инвесторам хорошую возможность заработать. Кейсы 50-100 тыс. долл. инвестиций, продажа компании за 1-5 млн долл. за 2-3 года превращается в реальность. Рынок голый, на самом деле. Большинство компаний, которые работают на локальном рынке – дети. Настоящие предприниматели и инвесторы только начинают приходить сюда.

UPDATE:

Пару комментариев из FB

Inna Ponomarenko Не очень верю в тезис о том, что крупные проекты будут покупать мелкие и средние – особенно в e-commerce в рамках вертикалей: аудитория у всех – одна и та же. Инвестиция в маркетинг имеет больше смысла, чем финансирование cash-out-а собственников.

Yevgen Sysoyev Согласен с Инной, и со своей колокольни пока видится что самые лучшие проекты а) имеют большие сложности привлечь хоть какие то деньги хоть на каких то условиях (по мои оценкам деньги от инвесторов готовых вкладывать в интерент/software проекты в Украине так раз в 100 меньше чем в России), б) лучшие проекты с сильными предпринимателями готовы продавать только миноритарные пакеты. В online media стратеги инвесторы были всегда, даже в Украине, только это проекты с потенциалом капитализации $1-5М, макс $10М.

Yevgen Sysoyev Денис, сильно не согласен с твоими выводами, хотя мне бы лично очень хотелось чтобы я оказался неправ и твои слова сбылись.

В Украине вызревает рынок M&A для локальных проектов