`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Управление контентом: первые уроки рынка

0 
 

В начале февраля 2005 г. в интервью «Компьютерному Обозрению» Леонид Кацнельсон, руководитель программы создания конкурентоспособных технологий из лаборатории IBM в Торонто, подчеркнул, что «информация бесполезна, если ею не управлять». Эта идея в последние несколько лет продвигается всеми ведущими мировыми разработчиками корпоративного ПО, что привело к появлению систем управления контентом предприятия (Enterprise Content Management, ECM). Недавнее исследование Gartner Group дает представление о нынешнем состоянии данного сегмента рынка.

Прежде чем говорить о самом рынке, напомним, о чем же, собственно, пойдет речь. Согласно сайту www.tech-encyclopedia.com, управление контентом (Content Management) подразумевает организованные, категоризированные и структурированные информационные ресурсы (текст, изображения, документы и т. д.), которые могут быть легко сохранены, опубликованы и отредактированы. Системы управления контентом (Content Management Systems, CMS) используются для сбора, управления, публикации, хранения контента – его компонентов или полных документов, получаемых путем динамической сборки первых.

Вездесущая Gartner Group отслеживает развитие множества информационных технологий с момента первого упоминания об их появлении. Некоторые из них не приживаются и на какой-то срок или навсегда уходят со сцены, другие быстро прогрессируют. По достижении определенного уровня (в данном случае – ежегодного дохода компаний от продажи новых лицензий на сумму не менее 10 млн долл.) Gartner Group считает данное направление достаточно важным для отрасли IT и строит для него свой «магический квадрант». Сегодня вниманию читателей предлагается уже вторая его редакция для ПО класса ЕСМ. Конкуренция усилилась, и некоторые прежние лидеры рынка утратили свои позиции, отстав в направлениях, которые не являлись для них приоритетными (например, в отображении результатов или управлении Web-контентом). В этом году исследователи особенно строго оценивали архитектуру, полноту и интеграционные возможности каждого набора ECM-продуктов. Учитывалась и участие в разработке новых направлений: управления электронной почтой, цифровыми активами, электронными формами и архивированием.

Обзор рынка

Управление контентом первые уроки рынка
Сравнение «магических квадрантов» 2004 и 2005 гг. показывает, что разброс в классе разработчиков средств ЕСМ стал существенно меньше и сообщество в целом значительно сместилось в сектор «провидцев»

Сначала немного о предсказаниях Gartner Group годичной давности. Аналитики тогда отметили, что рынок ЕСМ «быстро развивается, претерпевая существенные положительные изменения». С вероятностью 0,6 ожидалось, что к середине 2006 г. до 50% разработчиков ЕСМ сольются или будут приобретены, а к середине 2008 г. три четверти компаний из списка Global 2000 внедрят те или иные средства управления контентом. ЕСМ продолжит вбирать в себя ранее самостоятельные технологии – такие как управление цифровыми активами (Digital Asset Management, DAM) и электронной почтой. Также прогнозировалось грядущее разделение на поставщиков платформ и создателей прикладных решений. К концу 2007 г., указывала Gartner Group, Microsoft, IBM, Oracle и SAP в сумме получат до 50% дохода от продажи новых лицензий в области ЕСМ и в близких секторах рынка (0,8 вероятности).

Сегодня можно сказать, что эти прогнозы были, пожалуй, слишком смелыми. Развитие рынка происходит в этом направлении, но вовсе не так быстро. В 2005 г. ЕСМ-рынок продолжил переход от отдельных продуктов best-of-breed к более зрелой концепции интегрированных пакетов для управления контентом предприятия. Как и было предсказано, ECM по-прежнему развивается, появляются новые идеи, возможности и разработчики. Идет процесс консолидации нишевых игроков. Вместе с тем многие компании все еще в значительной степени полагаются на наследие прошлых лет в отдельных направлениях (таких как управление документами, их отображение, управление Web-контентом), получают определенный доход и не слишком уверенно чувствуют себя среди крупных разработчиков интегрированных ЕСМ-платформ.

Лидеры

EMC сохранила с прошлого года первое место в мировом списке разработчиков ПО для управления контентом. Она по-прежнему вполне успешна на рынке, зачастую выигрывает крупные тендеры у своего традиционного противника IBM, хотя разрыв между ними существенно сократился. Аналитики отмечают, что ЕМС необходимо развивать вертикальные решения и уменьшить сложность своих продуктов. Кроме того, ряд компаний предлагает сегодня платформы, ориентированные только на базовые услуги управления контентом (Basic Content Services, BCS), и EMC заняла бы лучшие позиции, дистанцировавшись от этого направления и занявшись крупными проектами.

Управление контентом первые уроки рынка
Недаром существует ЕСМ-компания под названием «Мебиус». Один из лидеров рынка, канадская Open Text, также представляет современный процесс работы с корпоративным контентом в виде бесконечной ленты

IBM лидирует на рынке ECM по доходам от продаж новых лицензий и не отстает от ЕМС по поставкам крупных корпоративных решений. DB2 Content Manager от IBM хорошо масштабируется, а Records Manager and Information Integrator for Content Edition чаще всего используется другими разработчиками для собственных ОЕМ-систем. IBM довольно точно определила свою ЕСМ-стратегию и создала «дорожную карту» на несколько лет вперед, однако интеграция отдельных продуктов в единую платформу еще не завершена, и при выборе ЕСМ-решения клиенты должны учитывать этот фактор.

Hummingbird также остается одним из лидеров рынка ЕСМ. Недавняя покупка RedDot должна усилить функциональность ее набора ПО в области управления Web-контентом, но новый проект еще предстоит адаптировать и интегрировать в общую платформу. Hummingbird имеет определенный успех в вертикальных решениях для правительства и юридических компаний, и здесь ее позиции, как и прежде, довольно сильны. Наиболее критичным для Hummingbird является расширение функциональности, поскольку пока ее клиентам приходится объединять в полное ЕСМ-решение продукты от нескольких разработчиков.

Кроме того, к лидерам отнесены такие малоизвестные у нас компании, как FileNet и Stellent из США, а также Open Text (Канада). В претенденты попала только американская Hyland Software, также не слишком интересующая украинских заказчиков.

«Провидцы»

Как видно на диаграмме, в секторе «провидцев» представлена Xerox. Она продолжает завоевывать успех благодаря ПО DocuShare, а ее клиентская база превышает 4,5 тыс. компаний. DocuShare, имеющее, по общему признанию, превосходное соотношение цена/функциональность, обеспечивает базовые средства управления контентом и документами и ориентировано на горизонтальные решения. Не слишком форсируя разработку потенциально перспективных модулей, Xerox методично наращивает возможности продукта. Поэтому в данном случае целесообразность развития вертикальных систем, к чему призывают аналитики, вовсе не очевидна. Пожалуй, Xerox не помешало бы расширение маркетингового фокуса, проникновение на рынки вне США и построение более мощного канала сбыта, но подобные претензии универсальны и относятся ко многим компаниям-разработчикам.

Другие «провидцы»: Interwoven из Калифорнии, техасская Vignette и впервые включенная в квадрант британская Objective.

Нишевые игроки

Наиболее интересным для отечественных заказчиков, безусловно, должно стать описание положения в стане нишевых игроков. Здесь, в основном, знакомые все лица – Microsoft, Oracle и SAP.

Благодаря функциональности, которая планируется в рамках проекта Office 12, и наличию продуктов Microsoft Office System в очень многих организациях, эта компания может в скором времени стать одним из доминирующих игроков. Однако до выпуска новых версий ПО, намеченного на конец 2006 г., заказчикам придется использовать прежнюю версию Windows SharePoint Services, где безопасность на уровне документа не соответствует современным требованиям. До конца 2006 г. Microsoft в отношении расширения функциональности будет в основном полагаться на партнеров (например, в области workflow). Gartner Group также рекомендует потенциальным клиентам при рассмотрении альтернативных предложений требовать от Microsoft детального описания миграционной стратегии.

Oracle Content Services 10G фактически знаменует собой выход компании на рынок ECM, предоставляя средства управления документами и workflow. Еще неизвестно, как примут новое предложение заказчики, но по крайней мере Oracle бросает вызов Microsoft SharePoint в тех случаях, когда нужны только основные возможности ЕСМ. Составители отчета заметили, что Content Services 10G представляет собой своеобразную «игру в консолидацию», используя улучшенное управление файлами прежде всего как рычаг для увеличения Oracle продаж лицензий на свою СУБД и переманивания клиентов с продуктов Novell и Microsoft.

SAP позиционирует себя как поставщика базовых средств ЕСМ, инсталлируемых поверх ее давно разрабатываемой и довольно зрелой инфраструктуры NetWeaver. SAP имеет четыре из шести определенных Gartner Group основных компонентов ECM (управление документами, записями, бизнес-процессами и возможность командной работы) на основе Enterprise Portal и является хорошим выбором для тех заказчиков, которые уже используют ее приложения и хотели бы организовать специфическое для своих процессов управление контентом. Таким образом, SAP работает в области ЕСМ только для своих клиентов, и последним, видимо, придется при необходимости покупать дополнительные модули у других поставщиков. Отмечается также, что Oracle и – немного позже – Microsoft могут оказать серьезное давление на SAP на рынке ECM.

Другие нишевые игроки: Mobius Management Systems и Cimage NovaSoft (США), одна из немногих представленных европейских компаний – швейцарская Day Software – и Tower Software из далекой Австралии.

Смотрите, кто ушел

Несколько разработчиков, указанных в квадранте прошлого года, по разным причинам были исключены из текущего исследования, например, компания Global 360 (США) – из-за смещения в область управления бизнес-процессами. Немецкая Hyperwave, которую в предыдущем обзоре Gartner Group похвалила за хорошее технологическое видение, объявила о своем банкротстве. Meridio (США) не выполнила требований по наличию хотя бы трех собственных компонентов набора средств ЕСМ, но, похоже, ей это не слишком и нужно. Фирма сегодня специализируется на дополнении инфраструктуры Microsoft средствами управления документами и записями (document and record management) и сотрудничает с другими партнерами Microsoft с целью создания кооперативного интегрированного ECM-решения. Наконец, еще одна американская компания Spescom Software просто не смогла заработать необходимые 10 млн долл.

Общие выводы

Полный квадрант годичной давности включал 22 компании, работающие над ЕСМ. Сейчас их количество сократилось до 18. Число лидеров уменьшилось с 8 до 6, а «провидцев», наоборот, возросло с 1 до 4. Претендент по-прежнему один, а из 12 нишевых игроков осталось только семь, поскольку остальные либо получили повышение в классе, либо покинули данный рынок. Мы попытались проследить общую динамику развития этого сектора, объединив на приведенной диаграмме информацию обоих квадрантов с некоторыми изменениями. Во-первых, в нее включены только семь компаний, хорошо известных в Украине. Во-вторых, показаны изменения, произошедшие на этом рынке. В-третьих, нанесены среднеквадратичные тренды, построенные стандартными средствами Excel на множестве всех включенных в квадранты 2004 и 2005 гг. разработчиков.

Как показывают линии трендов, разброс в классе стал существенно меньше, и сообщество в целом значительно сместилось в сторону «провидцев». Неожиданно негативные изменения в положении EMC и IBM не должны вводить в заблуждение: при составлении квадранта 2005 г. Gartner Group предъявила к участникам гораздо более высокие требования, чем год назад. Но даже в таких условиях очевиден предсказанный прогресс наиболее крупных разработчиков – Oracle, SAP и Microsoft, причем последняя при относительно небольшом смещении демонстрирует двухкоординатную положительную динамику.

Несмотря на относительную зрелость многих из основных компонентов ECM, продукты этого класса далеко не полностью соответствуют запросам рынка. Например, как выяснилось, на данный момент востребовано решение с ограниченной функциональностью (основные сервисы библиотеки документов и workflow) и меньшей ценой. Этим направлением сейчас занимаются крупные разработчики IT-инфраструктуры (такие как Microsoft, IBM и Oracle). Они наряду с Xerox обеспечивают заказчикам возможности ECM, доступные по цене средним и даже малым компаниям, тем самым бросая вызов наиболее компетентным игрокам рынка ECM, которые оказались перед проблемой выработки верной ценовой и маркетинговой политики. Другими словами, клиенты пока не слишком ясно себе представляют все возможности управления контентом и готовы платить только за очевидно полезную и не слишком сложную функциональность.

По мнению составителей отчета, в следующем году на рынке получат преимущество специализированные продукты ЕСМ с добавленной стоимостью и вертикальные отраслевые решения, а также будет востребован соответствующий консалтинг.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT