Умный.. баскетбольный мяч. И не только мяч.

9 июль, 2007 - 16:48Андрей Зубинский

В конце июня на форуме разработчиков Freescale (производитель микроконтроллеров и микропроцессоров, унаследовавший интеллектуальную собственность и производство знаменитой Motorola) был представлен снабжённый интеллектом баскетбольный мяч.

Вычислитель и прочее необходимое для "поумнения" устройства в него включали вовсе не для красоты (хотя баскетбольный мяч, играющий мелодии 50cents и переливающийся голубыми светодиодами - штука без сомнения обречённая на коммерческий успех среди дворовых баскетболистов). Умный мяч запоминает характеристики броска - углы и начальную скорость, и "отдаёт" их с помощью беспроводного интерфейса (ZigBee). Поумнение достигнуто, можно сказать, малой кровью - хватило нескольких микросхем: 8-битового микроконтроллера, ZigBee трансивера, трёхосевого акселерометра.

Назначение умного мяча - тренировки баскетболистов. Получаемые данные в ходе тренировок позволяют вносить коррекцию в технику броска и добиваться большей результативности.

Мячом заинтересовался серьёзный производитель спортинвентаря Spalding, специалисты этой компании работали в проекте совместно с инженерами Freescale и командой университета штата Индиана (очевидно, что алгоритмика работы встроенного вычислителя более чем далека от тривиальности). Будет ли мяч выпускаться серийно или же он будет доступен только по заказу командам - неизвестно.

Так вот.

В связи с этим, - немного ресурсов для тех, кто хочет делать что-то подобное (в области embedded computing), считает, что обладает достаточными напорством и знаниями, но не знает, с чего начать.

Начинать же лучше всего с прочтения статьи знаменитого в embedded-отрасли гуру, Джека Ганссли (Jack Ganssle) "Как стать embedded-пришибленным" . Ганссли, отдавший embedded-программированию очень много лет, прекрасно знает, о чём пишет, и к его мнению стоит прислушаться (ещё стоит прочесть его статьи в Embedded Programming Magazine, но их больше 500, и это потом, потом).

Затем, - попоробуйте осилить первую часть считающейся классикой embedded-литературы книги от Motorola - "Понимание малых  микроконтроллеров" (в книге 300+ страниц, она на английском, - привыкайте к этому, вся компонентная база embedded-устройств  создаётся в англоязычном мире, и поэтому определитесь раз и навсегда - или вы хотите изменить себя и стать эмбеддером, или вы хотите изменить мир).

Затем, - первая учебная парта, "взлёт-посадка" на тренажёре. Партой будет архитектура Intel 8051 (уж очень она микроконтроллерная и распространённая), тренажёром - программа EdSim51. Надо сказать, что это - очень неплохой симулятор (эмулятором принято называть нечто, занимающееся имитацией на аппаратном уровне) микроконтроллеров выбранного семейства, к тому же, - платформенно-независимый (ибо Java). Лишнего о нём говорить нечего - вся документация есть на сайте. И, к симулятору, - компилятор. Бесплатный и более чем неплохой при генерации кода для 8051 - SDCC. Он также великолепно документирован. А без C в эмбеддинге делать ровным счётом нечего - есть ещё подающий надежды Erlang, но он где-то там, высоко-высоко (авионика, системы военного назначения, масштабные телекоммуникационные системы, etc), куда надо ещё получить такой серьёзный пропуск, что... в общем, туда нам не попасть по ряду очень серьёзных причин.

Дальше - всё, как обычно: бери больше, кидай дальше, и так - с утра до вечера.