Украинский телекоммуникационный форум

16 июнь, 2015 - 14:33Леонід Бараш

Институт Адама Смита при официальной поддержке Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации Украины, провел в конце мая международную конференцию «Ukrainian Telecoms Forum 2015», на которой были обсуждены процессы реформирования отрасли, новые инвестиционные возможности и модернизация сектора. Форум также послужил площадкой для обмена опытом и дискуссий о перспективах отрасли в Украине и об имеющихся проблемах.

Украинский телекоммуникационный форум



Форум открылся вступительным словом президента Американской торговой палаты Энди Гундера (Andy Hunder). Он вспомнил то время, когда участвовал в запуске первой в Украине сети GSM. Сегодня уже принято решение о внедрении мобильной связи третьего поколения (3G), и телекоммуникационный сектор является конкретным примером того, как меняется бизнес в Украине. От этого выигрывают все: государство, поскольку бюджет пополнился несколькими миллиардами, операторы связи, поскольку получают возможность развиваться, абоненты и бизнес – ведь 3G не только Facebook в троллейбусе, но и быстрый доступ к корпоративным данным. Более того, показатели введения нового стандарта окажут положительное влияние и на ВВП страны.

Украинский телекоммуникационный форум

 Энди Гундер: «Показатели введения стандарта 3G окажут положительное влияние и на ВВП страны»


Страна находится в сложной ситуации, отметил в своем выступлении заместитель главы Администрации Президента Украины Дмитрий Шимкив. Спад производства, военная агрессия привели к тому, что работать в этих условиях бизнесу, особенно инвестиционному, очень тяжело. Если посмотреть на прошедший год, то несмотря на это, по данным Госкомстата Украины, спада на рынке телекоммуникационных услуг практически не было. В этом году был проведен открытый конкурс на лицензии 3G, в бюджет поступило 8,7 млрд. гривен, и это не учитывая тех инвестиций, которые делают операторы связи в сеть. Именно этот конкурс побудил некоторых иностранных инвесторов заинтересоваться телекоммуникационным бизнесом в Украине. Сегодня рассматривается возможность появления других операторов, введения новых услуг, включая инфраструктурные. Таким образом, даже одно событие может вызвать серьезный резонанс и заинтересованность и международных, и венчурных инвесторов. В то же время, известно, что наличие современных технологий связи стимулирует появление дополнительных цифровых сервисов.

Украинский телекоммуникационный форум

Дмитрий Шимкив: «Сегодня рассматривается возможность появления других операторов, введения новых услуг, включая инфраструктурные»

Затем выступающий перешел к теме «цифровой Украины». В рамках этой инициативы планируется создание юридического фундамента для внедрения современных ИТ в госсекторе и предоставление цифровых сервисов гражданам и бизнесу. В I-II кварталах 2015 г. были установлены следующие приоритеты. Прежде всего, сделать доступными открытые государственные данные не только для граждан, но и для тех разработчиков, которые создают информационные ресурсы, а затем с помощью связи 3G и последующих генераций доставляют эти данные на мобильные устройства. Необходимый законопроект уже принят, и сейчас правительство работает над стандартизацией. Далее, внедрить систему электронных обращений, электронные документы и электронный документооборот, предоставить доступ к основным ресурсам, обеспечить взаимодействие между информационными ресурсами, внедрить электронную подпись и доверительные услуги. Для реализации всех этих планов, безусловно, необходима соответствующая инфраструктура, но все же конечной целью являются сервисы.

Каково же будущее? Разрабатывается и прошел общественное обсуждение законопроект про облачные технологии. Это еще один экономический фактор для развития телекоммуникаций. Законопроект дает право (но не обязывает) государственным организациям использовать облачные сервисы. Это значит, что государственные институции могут использовать публичные облачные сервисы для быстрого разворачивания электронных сервисов для граждан. Это стимулирует построение украинского облачного пространства, украинских ЦОД. Все это является частью процесса превращения Украины в цифровую страну.

Украинский телекоммуникационный форум
Александр Животовский: «Присутствие на рынке только компаний-старожилов приводит к тому, что операторы не заинтересованы в предоставлении новых продуктов и услуг»


Глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в области связи и информатизации Украины, Александр Животовский начал свое выступление с «оптимистического» тезиса о том, что, по его мнению, в последнее время в сегменте мобильной связи говорить было не о чем. Все было очень тихо, нового появлялось мало, роста практически не было. Что касается фиксированной связи, то здесь была определенная положительная динамика за счет роста абонентской базы широкополосного доступа.

В то же время рынок мобильной связи характеризуется самым низким ARPU в отрасли и самой большой абонентской базой в Европе. Еще одна особенность этого рынка – присутствие на нем только компаний-старожилов, новые игроки не появлялись. Поэтому операторы не были заинтересованы в предоставлении новых продуктов. Операторы борются за абонентов с помощью очень низких цен. Это приводит к тому, что ARPU находится на чрезвычайно низком уровне. Отрасль, по сути, не развивалась и оказалась в плачевном состоянии по уровню доходов.

Рынок может оживиться с внедрением технологий 3G. Проведенный в феврале тендер явился краеугольным событием для отрасли. Непонятно, что было бы с переносом номера, если бы каждый из операторов не получил бы равные возможности развития технологий. Эту услугу планируется внедрить к началу 2016 г. Докладчик также отметил, что в течение примерно двух лет планируется внедрить технологию 4G.

Если будущее реального сектора экономики остается неясным, то над нашим «цифровым будущим» туман понемногу рассеивается. Над планом его достижения работают сегодня в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ). Для этого там создан Департамент цифровой экономики, который возглавляет Елена Минич. «Цифровая программа для Украины» - такова была тема ее выступления на форуме.

Для планирования будущего нужно определиться с настоящим. Где сегодня находится Украина с точки зрения экономического развития? Существуют три ключевые модели развития экономики. Модель, описывающая факторное развитие экономики, сосредоточивается на развитии одного или нескольких направлений. Такая модель дает очень быстрый эффект подъема, но за этим следует такое же быстрое падение. Модель эффективного развития предусматривает на основе индустриального развития внедрение новых эффективных технологий. Примером может служить экономика Германии. Модель дает непрямой, но более длительный эффект, однако не обеспечивает стабильного развития в долгосрочной перспективе. Третья модель – инновационного развития – наиболее перспективна. Таковым является развитие экономик Южной Кореи, Японии и Китая.

К сожалению, по словам выступающей, Украина еще находится вне рамок этих моделей. Не определен вектор развития, нет эффективного внедрения технологий и, тем более, нет инновационного. Для того чтобы войти в «пространство моделей», необходимо сделать много изменений как законодательных, так и инфраструктурных.

Мировой экономический форум в 2014 г. представил основные проблемы украинской экономики с точки зрения ведения бизнеса. Основные из них – коррупция, политическая нестабильность, доступ к финансам, нестабильность правительства, неэффективность государственной бюрократической машины. Однако Елена Минич привела более простую формулу, описывающую проблемы Украины: проблема №1 – коррупция, №2 – коррупция и №3 – коррупция. Хорошая новость в том, что размер рынка достаточно большой.

Почему МЭРТ фокусируется на развитии цифровых технологий и ИТ? Потому что согласно Институту технологий Чалмерса, тысяча и более пользователей ШПД создают более 80 рабочих мест, увеличение проникновения ШПД на 10% дает увеличение ВВП на 1,5—2% на 35% увеличивает новый бизнес (здесь нужно заметить, что это статистические данные и в конкретных случаях могут заметно отличаться – Л.Б).

Сегодня уровень развития цифровой экономики Украины ниже среднего среди стран Европейского партнерства и намного отстает от такового для ЕС. Наибольшее отставание в сферах телекоммуникационного законодательства и электронной коммерции. Что касается непосредственно цифрового плана для Украины, то здесь, по словам выступающей, не нужно изобретать велосипед, поскольку такой план уже разработан для ЕС. Он включает семь пунктов. Это единый цифровой рынок, интероперабельность и стандарты, доверие и безопасность, скоростной доступ к Интернету, R&D, цифровая грамотность населения и преимущества, получаемые обществом от ИКТ.

Более 140 стран уже подготовили цифровые программы, в которых в числе основных приоритетов значатся инфраструктура, компьютерная грамотность и участие в программе граждан и правительства. Для того чтобы все это заработало, необходимо наличие пяти факторов: человеческого капитала, инфраструктуры, доступа к финансам, энергетического обеспечения и верховенства права.

Ключевые индикаторы для Украины предусматривают, в частности, следующие показатели к 2020 г.: ШПД для всего населения, 50% ШПД-соединений со скоростью выше 30 Мб/с, 20% всех соединений со скоростью более 100 Мб/с.

Одна из панельных дискуссий была посвящена роли телекоммуникаций и ИТ в выведении Украины из кризиса и прохождении ее через процесс реформирования в устойчивую фазу экономического роста. Многие управленцы, особенно вышедшие из сферы ИТ, большие надежды возлагают на электронное правительство. Своим соображениями на эту тему поделился глава наблюдательного совета компании «Октава Капитал» Александр Кардаков. Его доклад назывался «ИТ как лекарство от болезни правительства». Он напомнил присутствующим некоторые законы Паркинсона, в частности, то, что чиновники создают работу друг для друга и в результате любое учреждение с количеством сотрудников более 1 тыс. становится своеобразной замкнутой системой, не нуждающейся в том, чтобы чем-то управлять.

Украинский телекоммуникационный форум

Александр Кардаков: «Прежде чем внедрять электронное правительство, нужно обеспечить механизмы прозрачности и простоты процессов принятия решений, поскольку автоматизация беспорядка дает автоматизированный беспорядок, а автоматизация бюрократии дает автоматизированную бюрократию»


В этом контексте ИТ является только частью комплексной терапии, поскольку основное правило гласит, что автоматизация беспорядка дает автоматизированный беспорядок, а автоматизация бюрократии дает автоматизированную бюрократию. По мнению докладчика, прежде чем внедрять электронное правительство, нужно обеспечить механизмы прозрачности и простоты процессов принятия решений. Необходимо в максимально возможной степени устранить чиновников-посредников, внедрить системы массового обслуживания, сократить количество систем электронного правительства. Это приведет к исключению всех лишних цепочек и звеньев, снизит административное бремя и обеспечит комфортность использования электронного правительства для граждан и бизнеса.

Однако любое изменение сложившихся удобных правил влечет сопротивление бюрократии. В качестве примера А. Кардаков привел украинскую «карьеру» Джаба Эбаноидзе. В декабре 2014 г., после презентации концепции, ему предложили возглавить Государственную регистрационную службу при Министерстве юстиции Украины. Но в Министерстве вовремя «спохватились» и уже в январе 2015 г. ГРС была ликвидирована, а ее функции переданы различным подразделениям. В результате Джаба Эбаноидзе отказался от сотрудничества с украинским правительством.

Украинский телекоммуникационный форум

Елена Минич: «Сегодня уровень развития цифровой экономики Украины ниже среднего среди стран Европейского партнерства и намного отстает от такового для ЕС»

Эту часть выступления можно назвать «кто виноват?». Заключительная часть отвечает на вопрос «что делать?». Прежде всего, необходима политическая воля к проведению изменений. Нужно упростить регулирующие законы и правила, применить «австралийский принцип», то есть, сначала построить работающую систему, а затем ее узаконить. Ну, и наконец, для всего этого нужен новый тип правительства – меньше политиков, больше технократов.

Своими мыслями о сегодняшних тенденциях на международных телекоммуникационных рынках поделился генеральный директор Национальной службы почты и связи Швеции Горан Марби (Göran Marby).

То ли в шутку, то ли всерьез, он отметил, что завидует таким странам, как Украина, поскольку при построении отрасли они могут учесть уже совершенные ошибки. «У нас всегда есть общая задача, определить, в каком направлении будет развиваться рынок, - сказал он. - Но посмотрите на совершенные ошибки и не копируйте их».

Говоря о роли регулятора, г-н Марби напомнил, что тот существует для того, чтобы предоставить пользователю выбор. Регулятор не работает для отрасли, не работает с крупнейшими игроками, он работает только с одной группой – с конечными пользователями. Регулятор работает с различными нормативными документами, чтобы обеспечить прозрачность решений и конкурентную среду. И еще, регулятор крайне отрицательно относится к монополиям – кто-то в этом мире должен защищать права граждан.

Украинский телекоммуникационный форум

Горан Марби: «Регулирование необходимо для обеспечения прозрачных и стабильных правил, позволяющих игрокам конкурировать»


Затем докладчик остановился на изменениях в отрасли. Сегодня отрасль переходит из аналогового мира в цифровой. И такой переход требует обсуждения. Не все люди могут подключиться к Интернету. В то же время, та телекоммуникационная индустрия, которая существовала около ста лет, уже умерла. Раньше каждый тип сервиса предоставлялся отдельным оператором. К примеру, отдельно существовали телевизионные сети, телефонные сети, наземное широковещание, компьютерные сети. Сегодня все переходит на IP-сеть, которая доставляет все типы сервисов. Теперь не оператор будет предоставлять услугу пользователю, а пользователь будет решать, когда и к кому подсоединиться. Таким образом, меняется бизнес-модель. Меняются и способы использования мобильных терминалов. Снижается голосовая нагрузка и увеличивается время, затрачиваемое на Интернет. Это предъявляет повышенные требования к пропускной способности инфраструктуры.

В заключение докладчик отметил, что никто не знает, как будет развиваться рынок, поэтому нужно слушать всех. Однако, по его мнению, оптоволокно является самым важным активом для страны.

Что касается регулирования в отрасли, то должно быть не де-регулирование, а ре-регулирование. Необходимо удалить государственные монополии, чтобы предоставить лучшие сервисы и инновации конечному пользователю. Регулирование необходимо для обеспечения прозрачных и стабильных правил, позволяющих игрокам конкурировать. На правильно функционирующем рынке цены являются справедливыми и для покупателей, и для продавцов. Поэтому очень важным является независимость регулятора.

Здесь приведена лишь небольшая часть выступлений и дискуссий, прозвучавших на форуме. В целом же, за два дня работы состоялись семь сессий, на которых обсуждались, в частности, такие темы, как стратегии развития ведущих операторов мобильной и фиксированной связи, операционная среда в украинском телекоммуникационном секторе, как реформы в области телекоммуникаций могут дать импульс росту и инновациям.