Украинский ИТ-рынок: прогнозы снаружи и изнутри

17 апрель, 2009 - 15:49Андрей Дегелер

В разговорах о кризисе на ИТ-рынке речь обычно идет или исключительно о нашей стране, или обо всем мире в целом. Но порой достаточно интересно и познавательно бывает оглянуться вокруг и посмотреть, как идут дела у ближайших соседей. Правда, такой расширенный кругозор в итоге слабо способствует оптимизму.

Так вот, о соседях — в данном случае это будут Польша и Россия. По материалам исследователей из компании PMR с центральным офисом в Кракове, в сопредельных государствах дела обстоят несколько лучше. По прогнозам аналитика Павла Ольжинки, общий объем ИТ-рынка для трех стран уменьшится в 2009 г. на 10,5% и составит около 22 млрд евро; при этом в Украине рынок упадет на 29,4%, в России — на 14,2%, а в Польше — вырастет на 1,2%. Кстати, напомню, что прогнозы от IDC на текущий год выглядят гораздо пессимистичнее, нежели предсказания их польских коллег.

Цифры PMR приблизительно соответствуют аналитическим выкладкам по развитию экономики государств в целом и изменению ВВП, однако причина разницы кроется не только в общей финансовой стабильности стран. Важным фактором, усугубившим влияние макроэкономических процессов на отечественный ИТ-рынок, стала диспропорция в его структуре: об этом говорят как специалисты IDC, так и представители PMR. Речь идет о слишком большой доле аппаратного обеспечения — по предварительным оценкам IDC, эта цифра в 2008 г. составила 86%. В то же время средний показатель по странам ЦВЕ — 62,4%, в той же Польше — 59,7%.

Соответственно, несмотря на неблагоприятные прогнозы, можно говорить и об оздоровлении отечественного ИТ-рынка в течение ближайших двух-трех лет. В этот период стоит ожидать роста спроса на услуги «антикризисного» консалтинга по вопросам оптимизации затрат и соответствующее ПО. Что, в свою очередь, приведет к увеличению их рыночной доли и прихода рынка к «околоевропейскому» формату.

По мнению экспертов PMR, в ближаший год украинские ИТ-проекты должны соответствовать трем простым и очевидным критериям, чтобы быть востребованными:

  • процесс внедрения не должен занимать более 3 месяцев, эффект от него должен быть заметен сразу;
  • проект должен быть простым и направленным на решение конкретных задач;
  • проект должен отличаться высокой окупаемостью инвестиций и минимальным уровнем риска.