Украинский IT-рынок: год минувший и предстоящий

15 январь, 2003 - 00:00Володимир Поздняков
Итоги. Прогнозы. Снова итоги. Опять прогнозы... И так до бесконечности, как в зацикленной программе. Главное только, чтобы после каждого очередного цикла мы не возвращались в исходную точку, а могли похвастаться новыми достижениями. В этом плане 2002 г. не подвел: не менее чем 30%-ный рост по основным сегментам -- таков общий итог работы отечественных IT-компаний. Однако по порядку...
Компании

Украинский IT-рынок год минувший и предстоящий
Для ряда крупных игроков отечественного IT-рынка 2002 г. стал годом реорганизации бизнеса. Некоторые фирмы, отметившие в прошлом году 10--12-летие со дня образования, достигли того уровня, когда существующая структура становится "тесной" и не позволяет им развиваться столь же эффективно. Так, была преобразована в корпорацию "ИНКОМ" компания ICS, произошли серьезные структурные изменения в WEGA Distribution и "Квазар-Микро". Последняя всерьез нацелилась на рынки России и Восточной Европы, причем не только как дистрибьютор комплектующих, но и как системный интегратор.

Другой не менее значимой тенденцией минувшего года (которая проявилась еще в 2001 г.) стало открытие в Киеве штаб-квартир наиболее успешных региональных компаний. Впрочем, и региональными их уже не назовешь. В первую очередь это относится к "АМИ" и "МКС". Думаем, в текущем году этот процесс получит дальнейшее развитие, но уже сегодня три из десяти ведущих украинских производителей ПК -- некиевские фирмы, а одна из них, по нашим оценкам, даже претендует на роль лидера.

Виновницей едва ли не самого резонансного события 2002 г. стала "Квазар-Микро" -- она получила целевой кредит ЕБРР в размере 8 млн. долл. на создание фабрики по производству ПК. По заявлению представителей компании, общий объем инвестиций в данный проект составил 70 млн. грн (почти 13 млн. долл.). Кстати, это практически на порядок больше, чем планировал потратить в 2002 г. на информатизацию всей страны Кабинет Министров Украины. Уникальность проекта "Квазар-Микро" состоит в том, что впервые в СНГ кредит ЕБРР получен частным инвестором--производителем ПК. Хотя, следует отметить, само по себе создание такой фабрики не является для СНГ уникальным.

Например, в мае 2002 г. одна из крупнейших российских компьютерных компаний Kraftway начала строительство нового производственного комплекса в Обнинске. Данный проект интересен прежде всего соизмеримыми с "Фабрикой Квазар-Микро" масштабами: в него инвестируются примерно такие же средства -- 14--16 млн. долл. (включая стоимость оборудования). На что же Kraftway собирается потратить эти деньги? Проектная мощность нового предприятия составляет 6,5 тыс. единиц оборудования в сутки, общая площадь зданий и сооружений -- 22 тыс. кв. м. Помимо сборочного цеха площадью 9 тыс. кв. м, имеющего пять независимых технологических линий, комплекс включает в себя автоматизированный склад, офисные и технологические помещения, необходимые транспортные развязки.

О "Фабрике Квазар-Микро" пока известно лишь то, что ее проектная мощность составит 200 тыс. ПК в год, производственная площадь -- 800 кв. м, уровень оснащенности -- два ленточных конвейера и одна подвесная линия для подачи тары. На первый взгляд не столь грандиозно, но, будем надеяться, масштабы украинской "фабрики" не уступают российской, в чем мы наверняка сможем убедиться уже в первом квартале 2003 г., когда она начнет работу.


Дистрибьюция

Украинский IT-рынок год минувший и предстоящий
Рынок дистрибьюции в 2002 г. развивался достаточно динамично, а из основных тенденций следует выделить две: возрождение субдистрибьюции и увеличение конкуренции в сегменте материнских плат.

Собственно, субдистрибьюторы (оптовые продавцы, формирующие большую часть своего ассортимента за счет продукции, ввезенной в страну другими дистрибьюторами) существовали всегда. Но именно в прошлом году их положение на рынке значительно упрочилось. Во-первых, за счет продуманной партнерской политики ведущих дистрибьюторских компаний (чьими дилерами они являются), которые начали предлагать лучшие условия работы крупным и постоянным покупателям. Во-вторых, благодаря росту маржи всех участников цепочки продаж, что, в свою очередь, стало следствием более активного участия в жизни канала некоторых вендоров (APC, Samsung, LG и др.), а также дефицита и подорожания отдельных видов продукции.

Активность поставщиков материнских плат отчасти связана с предыдущей тенденцией -- у некоторых субдистрибьюторов просто появились средства на продвижение новых брэндов. Естественно, что для относительно небольших компаний раскрутить с максимальной пользой для своего имиджа "новый брэнд" в Украине реально практически только в нише материнских плат (рынок мониторов, жестких дисков, принтеров более консервативен и давно поделен). Таким образом, в 2002 г. расширили свой ассортимент, например, компании Compass (системные платы и видеокарты Albatron), "Технопарк" (EliteGroup и FastFame), IT-Link (QDI), "МКС" (Kobian). Кроме того, стал самостоятельной структурой департамент дистрибьюции е.verest -- "М.Д.М.".

По нашим данным, в прошлом году в Украину было поставлено около 700 тыс. жестких дисков. При этом позиции Samsung еще более упрочились -- ее доля на рынке оценивается не менее чем в 40%. В тройку лидеров, по итогам года, также входят Seagate (25%) и Maxtor (17%).

Как и прежде, Samsung лидирует и на рынке мониторов: ее доля остается в пределах 70--75%. Ближайшим соперником этой марки сейчас является LG (18%), для которой 2002 г. оказался очень результативным: по информации украинского представительства компании, рост продаж мониторов LG в прошлом году составил 145% по сравнению с 2001 г. Третье место, по нашим данным, делят Hansol и Sony (по 4--5%).

Более серьезные перемены наблюдались в структуре рынка принтеров, особенно его сегмента low-end (об этом, в частности, говорится в текущем блиц-опросе). Думаем, в 2003 г. здесь развернется интересная борьба. Кроме того, в минувшем году практически все вендоры небезуспешно продолжали продвигать идею полноцветной бизнес-печати. Oki пополнила ряды своих дистрибьюторов, заключив соглашение с "Банкомсвязью". Ну и, безусловно, следует отметить появление нового игрока на рынке многопрофильной дистрибьюции -- в июле фирма "Вета" стала холдингом и выделила направление дистрибьюции в отдельную компанию "Вета-дистрибьюция".

Как и в 2001 г., лидером по расширению спектра предлагаемой продукции является компания DataLux: в 2002 г. она подписала дистрибьюторские контракты с АРС, CTX, Mustek, начала поставки сетевого оборудования LG и получила статус Compaq Direct Business Partner.


Системная интеграция

Оценить емкость украинского рынка системной интеграции, как и прежде, практически нереально. Из доступной нам информации следует, что прошедший год не отличался большим количеством крупных IT-проектов. Разве только Acer выиграла тендер на оснащение Казначейства Украины.

Зато наметились существенные перемены в сегменте сетевого оборудования.

Во-первых, заметно активизировалась D-Link: заключила дистрибьюторский договор с "Квазар-Микро" и набрала персонал для киевского офиса, официальное открытие которого должно состояться в I квартале 2003 г. Во-вторых, за счет опять-таки "Квазар-Микро" упрочили свои позиции традиционные лидеры -- 3Com и Cisco. У Cisco к тому же впервые за долгое время появился новый высокопрофессиональный дистрибьютор -- "МУК". В-третьих, не остались в стороне и другие производители (в некоторых случаях, по инициативе местных партнеров): Allied Telesyn, SMC, Compu-Shack, LG, Planet. Все это дает основания говорить о том, что в текущем году рынок сетевого активного оборудования будет весьма конкурентен и динамичен.

Бум предложений систем управления предприятием ярко продемонстрировала выставка "Управление предприятием 2003", а из наиболее значимых событий данного сегмента можно выделить полноценный выход Microsoft Business Solutions. Причем именно в прошлом году, на наш взгляд, в Украине наконец-то начал исправляться явный перекос потребительского внимания к таким тяжелым и дорогостоящим решениям, как SAP R/3 и Oracle E-Business Suite. И это, пожалуй, самая знаменательная тенденция.

Увеличение ассортимента предлагаемых решений и рост профессионализма заказчиков привели к реальному спросу на консалтинговые услуги со стороны не только очень крупных предприятий. Причем сейчас на рынке существуют три различных подхода к тому, как и кто эти услуги должен предоставлять. Одни ("Супремум") считают, что консалтинг -- отдельный и плохо сочетаемый в рамках одной компании с внедренческими услугами вид бизнеса. Другие (и таких большинство) придерживаются противоположных взглядов, мотивируя это тем, что консультант не может хорошо знать предмет, не имея практического опыта. Третьи (ProNet, "Квазар-Микро") в общем-то поддерживают предыдущий тезис, но добавляют: консалтинговый бизнес эффективен лишь в рамках большой интеграторской компании, которая может себе позволить содержать штат профессиональных и высокооплачиваемых консультантов.

Отечественные интеграторы отмечают рост интереса к украинскому рынку российских игроков. В настоящее время у нас официально представлены уже четыре крупнейших поставщика решений из России: IBS, "Борлас", "АйТи" и, с прошлого года, "ЛАНИТ". Однако пока реальные успехи большинства из них сильно отстают от заявленных планов. Тем не менее местные компании ожидают в 2003 г. усиление конкуренции в этом сегменте и "не сидят сложа руки". "Квазар-Микро", например, не только провозгласила переход к сервис-ориентированной стратегии, но и объявила, что собирается стать серьезным игроком на российском рынке системной интеграции: за прошедший год она открыла в России 10 офисов.

А в плане укрепления позиций среди корпоративных заказчиков в 2002 г. отличились "ИНКОМ" и "АМИ", которые в рамках своих roadshow провели серию семинаров в нескольких городах Украины.


Компьютеры

Рост рынка ПК локальной сборки за минувший год составил 35--40%: по нашим данным, в 2002 г. в Украине было реализовано около 620 тыс. систем отечественного производства. Учитывая динамику продаж компьютеров, мониторов и жестких дисков за последние два-три года, можно осторожно прогнозировать, что в текущем году емкость украинского рынка ПК достигнет 800 тыс. устройств, а в 2004-м вплотную приблизится к отметке 1 млн. (если, конечно, выборы "не помешают").

Сборщики прежде всего отмечают возросшую активность корпоративного сегмента. По оценкам "МКС", на его долю в 2002 г. пришлось около 75% реализованных в Украине ПК, остальные 25% -- на потребительский сегмент. Одной из самых ярких тенденций розничного рынка можно назвать активизацию усилий практически всех ведущих компаний-сборщиков с целью увести потенциального покупателя с "улицы" и привлечь в магазины, к гарантированному качеству и уровню обслуживания. В определенной степени это им удалось: по нашим оценкам, на долю 20 наиболее успешных отечественных производителей ПК пришлось не менее 25% выпущенных в Украине компьютеров. Однако при этом ни одна из них не взяла рубеж в 20 тыс. ПК.

Ну а в текущем году в выигрыше будут те, кто в 2002-м позаботился о наращивании производственной мощности, имеет разветвленную структуру сбыта, хорошо известен среди корпоративных заказчиков ("АМИ", "Версия", "Квазар-Микро", "МКС", Prime Computer).

О ситуации на рынке ноутбуков мы подробно рассказывали в ноябре прошлого года. Приведенная в статье оценка его емкости в 20 тыс. устройств, по мнению операторов, близка к реальной. Здесь можно лишь добавить, что в 2003 г. за пальму первенства среди торговых марок портативных ПК будут бороться Toshiba и HP-Compaq, и весьма вероятно, что благодаря более продуманной партнерской политике победит вторая. Что касается цен на новые ноутбуки, то вряд ли следует ожидать их снижения даже на 3--5%, ведь в прошлом году они достигли рекордной отметки -- $990.

Для А-брэндов минувший год не был отмечен столь выдающимися успехами, как 2001-й, когда рост продаж техники brandname составил от 30 до 80%. Поставщики склоняются к мысли, что в 2002 г. доля ПК известных зарубежных марок на украинском рынке не превысила 3%, а это не более 20 тыс. систем.

В итоге в прошлом году на нашем рынке было продано всего 660 тыс. компьютеров (ПК и ноутбуков отечественного и зарубежного производства) и еще примерно 10--15 тыс. PC-серверов.


Программное обеспечение

По оценкам поставщиков, в целом рынок лицензионного ПО в Украине в 2002 г. вырос на 100%, а по отдельным категориям продуктов ими отмечается трех-четырехкратный рост (например, OEM-версий Windows и некоторых офисных пакетов Microsoft). Не думаю, что мы сильно ошибемся, если скажем, что сегмент делового ПО, в свою очередь, увеличился не меньше чем на 30--40%. Однако такие оценки де-факто неполные или, как говорят маркетологи, нерепрезентативные. Ведь если количество проданных легальных пакетов подсчитать достаточно просто, то обороты "подвальных" CD невозможно прикинуть даже приблизительно.

Безусловно, одним из главных мотивов покупки лицензионного ПО для многих компаний, как и в 2001 г., осталось желание избежать неприятностей, связанных с использованием пиратского софта. Тем не менее Microsoft утверждает, что именно программа Multi Year Open (MYO) и ее производные позволили увеличить продажи продуктов Microsoft в Украине в прошлом году на 300% по сравнению с 2001 г. Другими словами, при покупке ПО пользователи все чаще задумываются и над экономической стороной вопроса.

В каком-то смысле Microsoft стала "локомотивом" борьбы с пиратством, в частности, за ней эту проблему бросились решать другие производители ПО. Кроме того, многие пользователи, занявшись легализацией программ Microsoft, по инерции лицензируют за компанию и все остальное ПО. В этом направлении поработала в прошлом году и "1С", но ее усилия были направлены в основном на борьбу с "серыми" внедренцами. "1С", кстати, лучше других работала в 2002 г. над своим имиджем и над поддержкой партнеров -- чего стоит хотя бы "1С:Форум", проходивший в Киеве в конце октября.

Впрочем, с проблемой пиратства сталкиваются не только разработчики из-за рубежа, но и отечественные производители ПО. Поставщики отмечают характерный для 2002 г. рост продаж электронных ключей для защиты программных средств. Это можно объяснить сразу двумя причинами: увеличением количества украинских разработок и заботой их авторов о защите своих творений.

В целом, несмотря на то что многие программы лицензирования достаточно успешно используются в Украине, по оценкам экспертов, продажи легального ПО в нашей стране не превышают пока 10%.

Местные операторы рынка отмечают постепенное снижение влияния на отечественный рынок российских дистрибьюторов ПО, которые за годы работы не вложили достаточных средств в местную инфраструктуру. С другой стороны, украинский рынок считается весьма перспективным и малоосвоенным. Одним из подтверждений этого факта стало открытие в прошлом году в Киеве офиса компании SoftLine. Да и Microsoft объявила о расширении штата сотрудников своего украинского представительства

Еще одна быстрорастущая ниша -- сегмент образовательных учреждений. Здесь сыграли свою роль удачная ценовая политика и достаточно либеральное отношение к использованию программ -- многие вендоры, например Borland, не предусматривают различий между учебным процессом и применением ПО для внутренних нужд организации. Кроме того, Borland не разделяет учебные заведения на коммерческие и бюджетные, предлагая всем одинаковые программы лицензирования.

За минувший год в Украине заметно выросла популярность Linux и прежде всего -- как платформы для корпоративных систем. Например, по данным "СофтПром", интерес к Linux-решениям увеличился весьма существенно, причем не только к "сверхдешевым", но и к таким, как SuSE Linux Enterprise Server. Отмечается также пристрастие украинских пользователей к mail-серверам на базе Linux и BSD -- на них пришлось порядка 70% продаж всех систем защиты почтовых систем. И наконец, в 2002 г. активизировали предложение различных курсов по Linux украинские учебные центры.


Розница

Украинский розничный IT-рынок по количеству основных игроков фактически не изменился. Компании, владеющие крупнейшими сетями магазинов, хорошо известны и вряд ли уступят кому-нибудь первенство в ближайшие пару лет (разве только с ними захотят померяться силами российские фирмы). И хотя в течение года постоянно появлялась информация об открытии новых торговых точек в различных регионах Украины, планомерном расширении ассортимента, можно сказать, что прошлый год был для розницы менее динамичным, чем 2001-й.

Безусловными лидерами розничного рынка Украины остаются компании "МКС" и "Юнитрейд", розничные сети которых насчитывают сегодня по 22 торговые площадки. При этом "МКС" в течение 2002 г. открыла семь специализированных салонов, из них два -- в Киеве (теперь в столице их четыре), три -- в Харькове, по одному -- в Запорожье и Мариуполе. По утверждению сотрудников "МКС", стабильным можно назвать и сбыт через Internet-магазин компании, который обслуживает заказы со всей Украины.

"Юнитрейд" в минувшем году по разветвленности своей розничной сети догнала "МКС". Территориально структура магазинов компании распределена следующим образом: 12 салонов -- в Киеве, пять -- в Одессе, по одному -- в Днепропетровске, Черновцах, Харькове, Ивано-Франковске и Львове. В начале 2003 г. компания планирует открыть еще один фирменный магазин в Крыму.

"ДиаВест" особой активностью в 2002 г. не отличалась, но по числу столичных магазинов она по-прежнему занимает второе место (6 салонов), а в целом розничная сеть компании включает 13 торговых точек.

"АМИ", сеть магазинов которой состоит из трех салонов в Донецке и по одному в Красноармейске и Горловке, в течение первого квартала 2002 г. при поддержке украинского офиса Intel провела специальную программу по развитию своей партнерской сети, причем особый упор был сделан на фирмы, торгующие в розницу. По словам руководства "АМИ", такое решение принято в связи с ростом объема розничных продаж и этого сегмента в целом. В ближайших планах "АМИ" -- открытие очередного салона в Донецке.

Не исключено, что главные усилия по дальнейшему развитию своего розничного бизнеса компании приберегли на 2003 г. А в 2002-м все продавцы сосредоточили внимание на укреплении своих сетей. Однако если в 2001 г. это делалось в основном за счет увеличения числа магазинов, то в минувшем году можно было наблюдать тенденцию к повышению качества предоставляемых услуг. Как считают ветераны, такой подход вполне обоснован, поскольку в будущем позволит избежать "болезни роста".

Важным аргументом в борьбе за привлечение новых покупателей оставались программы кредитования.

Особой активностью в этом направлении в 2002 г. отличалась e.verest, анонсировавшая сразу несколько программ (itc.ua/9117, itc.ua/10620), среди преимуществ которых: срок кредитования до 15 месяцев, начальный платеж в размере 20%, минимум документации, простота и скорость оформления, небольшие ежемесячные платежи, удобство расчета. Кроме того, e.verest расширила и географию продаж своей техники в кредит за счет Луганской, Львовской, Ивано-Франковской и Харьковской областей.

Получила развитие и практика открытия отделов компьютерной техники в супермаркетах бытовой электроники. Так, в начале прошедшего года был заключен договор о сотрудничестве между K-Trade и одной из крупнейших в Украине сетей магазинов бытовой техники "Фокстрот". Причем речь идет не только о ПК, но и о ноутбуках, периферии и т. д. Кроме того, в декабре 2002 г. в столичных компьютерных салонах начались продажи техники Apple. Первым шагом такой стратегии, проводимой WEGA Distribution, стало появление потребительского оборудования Apple (eMac, iMac G4, iBook, PowerBook G4 Titanium, Apple iPod) в одном из магазинов MByte.

Франчайзинг -- вот, пожалуй, одна из самых интересных и действительно серьезных тенденций, возникших в 2002 г. на рынке розничных продаж. Считается, что такая схема работы позволяет намного расширить территориальное присутствие, не вкладывая значительных средств в развитие сети. При этом освобождаются ресурсы, в том числе и финансовые, для продвижения тех или иных товарных групп или брэндов. Об использовании такой стратегии в 2002 г. сообщили "Юнитрейд" и "МКС".


Internet

Наиболее наглядный и значимый во многих отношениях показатель -- число пользователей Uanet, которое за последний год, по самым скромным оценкам, утроилось и составило на первое полугодие 2,5 млн., а к концу года эксперты рынка заговорили уже о 3,5--4 млн. (правда, с поправкой: активными пользователями являются 50% от этого числа).

Массовым видом подключения остается dial-up, поэтому именно здесь некоторые провайдеры пытаются увеличить свою долю за счет завоевания новых рынков. Так, "Укрнет" открыла филиалы в Запорожье, Львове и Симферополе, расширила модемный пул в Днепропетровске, а IP Telecom -- в Киеве. Привлечь пользователей дешевизной услуг стараются все реже. Более того, цены на доступ dial-up с прошлого года практически не изменились (в пределах $20--30 за unlimited), а в некоторых случаях даже выросли (например, в Одессе и Николаеве после того, как "Укртелеком" ввел поминутную оплату за телефонную связь). Сall-back как способ снижения стоимости Internet-услуг пока не нашел широкого распространения. Предоставление "Укртелекомом" беспарольного доступа дает пользователю дополнительные удобства, однако говорить о явном ценовом преимуществе данного провайдера, несмотря на его фактическую монополию по части национальных телефонных сетей, пока не приходится.

Заметно вырос спрос на некоммутируемый доступ (по оценкам ISP на 10--30%), в основном благодаря снижению стоимости абонплаты/трафика (в 1,5--2 раза), начальных затрат на организацию канала и активных маркетинговых усилий некоторых компаний (Wnet).

Большое внимание в этом году провайдеры уделяли развитию альтернативных видов подключения: xDSL ("СитиНет"), RadioEthernet, FastEthernet, операторы CDMA задумались о повышении скорости передачи данных в своих сетях до 144 Kbps. По утверждению ISP, наиболее популярными скоростями остаются 64--128 Kbps.

Кроме того, UMC представила услугу "Mобильный Интернет", "Датасат" ввела в эксплуатацию крупный комплекс спутниковой связи, а "Киевстар" и "Укртелеком" сделали первые шаги в направлении развертывания услуг стандарта 3G.

Все больше крупных предприятий уже не просто подумывают о применении Internet-технологий в качестве инструмента для бизнеса, но и приступили к их реальному использованию: "Укрнафта", "Укрподшипник", "БИГ Энергия".

Активизировали деятельность Internet-магазины: mks-shop.com организовал доставку товаров по всей стране, а ozone.ru -- по крупнейшим городам, сообщив о двукратном росте продаж в Украине за год.

Что же касается способов оплаты в Uanet, то здесь мало что изменилось: по-прежнему существует несколько решений, но ни одно пока не может претендовать на роль стандарта или даже лидера.

Для украинского рынка Internet-рекламы 2002 г. стал переломным -- операторы утверждают, что впервые взята планка в 1 млн. долл., хотя большинство оценок все же ограничиваются рамками 250 тыс. -- 1 млн. долл. Для популяризации своих брэндов и рекламы промо-акций в Uanet вышли такие гранды, как Coca-Cola, Pepsi-Cola, Nestle, сразу заняв верхние строчки в табели о рангах. Примечательно также, что политические партии (например, СДПУ(О), БЮТ, "ЗаЕДУ", "Нова Генерацiя" и др.), по данным агентства Mediacom, во время своих предвыборных кампаний 2002 г. весьма активно использовали рекламу в Сети, причем не только в Uanet, но и в Runet, куда часто "ходят" украинские пользователи. При этом самым востребованным видом рекламы остается баннер (в первую очередь -- flash-баннер). По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, в 2003 г. на рекламу в Uanet будет потрачено около 2 млн. долл.

Не остались в стороне на этот раз и государственные власти. Так, Кабинет Министров выделил на развитие национального сегмента Internet аж 1,5 млн. грн, причем 969,3 тыс. ушло на разработку первой очереди Web-портала самого КМ, а также окончательно определил порядок подключения госорганов к Сети.

Как видно, 2002 г. для Uanet в целом не был отмечен громкими событиями, резкими взлетами или падениями. Скорее, уходящий год характеризуется в наибольшей степени планомерным как количественным, так и качественным ростом: "утряской" различных ниш рынка, появлением новых, расширением и улучшением качества услуг, повышением спроса на них, ужесточением конкуренции и т. д., что, безусловно, можно считать положительными тенденциями, которые дают игрокам рынка надежду на некую стабильность, а потребителям -- свободу выбора.