«Украина – не Россия»

15 июнь, 2010 - 16:46Євген Куліков

Совершенно тихо и буднично в I квартале аудитория домашних пользователей широкополосного доступа в Интернет в Украине преодолела отметку в 2 млн, а вместе с корпоративными достигла 2,46 млн (по данным iKS-Consulting). Воспользуюсь этим поводом, чтобы поднять кое-какую статистику, в том числе по рынку интернет-рекламы.

Во-первых, почему такой перекос в пользу домашних пользователей? Потому что в данном случае считается количество договоров. Понятно, что если в подключенной квартире Интернетом более-менее активно пользуется один-два человека, то в офисе – их десятки, если не сотни. Впрочем подробный материал о методах оценки аудитории можно найти на нашем сайте.

Во-вторых, уровень проникновения ШПД у нас по-прежнему крайне низкий. По данным исследования Gemius на конец 2009 г. – 2%. Для сравнения в соседней России – 3%, при втрое большем населении и почти в тридцать раз большей территории. К слову, в Восточной Европе рекордсмен Эстония – 24%, в Западной – Дания (37%). Очевидно, что чем меньше территория, тем проще обеспечить покрытие. В Польше – 10%, в Германии – 28%. Что это значит? Скажем так, что потенциал для роста у нас огромный.

Теперь подходим к главному. В общей сложности на конец 2009 г. в Украине насчитывалось 2,83 млн пользователей Интернета, в России – 13,2 млн, (опять же по методике iKS-Consulting). ВВП на душу населения - соответственно $7331 и $16239 (по данным МВФ). Объем рынка интернет-рекламы (по оценкам игроков) – 145 млн грн и 15,6 млрд руб. При текущем курсе 0,25 коп за российский рубль вроде как получается у нас в 27 раз меньше, при в 4,7 раза меньшей аудитории и 2,2 раза меньшем ВВП.

Отсюда вопрос – неужели всего 1% уровня проникновения отделяет нас от взрывного роста расходов на рекламу онлайн? Хотелось бы надеется. Пока этот рынок растет достаточно динамично, но и разрыв слишком велик.

А может отечественные предприниматели изобрели уникальный, никому в мире неизвестный метод продвижения товаров и услуг и расширения бизнеса – «само продастся»? Так это может сработать лишь на полностью монополизированном рынке, а мы из этого состояния кажется уже вышли.