Уход Microsoft в ненужность

22 июль, 2013 - 14:46Александр Пацай

Каждый раз, когда заходит речь о том, что перспективы Microsoft выглядят достаточно мрачновато в свете глобальной “мобилизации”, всегда находится оптимист, который бросается доказывать, что на самом деле у компании все хорошо, денег много и она еще всем покажет кузькину мать. Без сомнений, бизнес-подразделение Microsoft, продающее серверное и офисное ПО, пока продолжает выступать фискальным прессом для многих других инициатив компании, и, возможно, в какой-то момент что-то из этих инвестиций все же выстрелит, но пока что мы этого не видим.

Да, есть статистика, что в некоторых (скажем так, не самых значительных) рынках Windows Phone вырвался за уровень статистической погрешности, но этого явно недостаточно, особенно в мире, который пока не может определиться, нужна ли ему вообще третья мобильная платформа (не говоря уже о четвертой, пятой и так далее). Но вместе с тем есть цифры из последнего отчета Microsoft, где они объявили о списании 900 млн долларов на эксперименты с планшетами Surface (по-другому я пока что это назвать не могу). На всевозможных фронтах компанию атакуют многочисленные конкуренты, начиная от Apple, Google и Sony, и заканчивая тысячами разных стартапов. А между тем статистика — вещь неумолимая, и если посмотреть на графики из переведенной ниже статьи, то могут возникнуть подозрения, что у нас есть шанс стать свидетелями очень интересного события...
————–
Квартальные финансовые результаты — это все хорошо, но иногда требуется большой долгосрочный график, чтобы понять, что на самом деле происходит. Этот график показывает объемы продаж и среднюю продажную цену ПК (включая Маки, но не то, чтобы это меняло как-то ситуацию) с 1995 года, с того самого года, когда Microsoft “запечатала” свою победу с помощью Windows 95.

Screen Shot 2013-07-20 at 9.21.50 pm

Голубая линия — продажи ПК (в млн), желтая — средняя продажная цена

Это практически классическая иллюстрация кривой спроса; падающие цены и быстрый рост объемов продаж, ведомый в основном ростом Интернета на ПК. И, конечно же, провал в последних нескольких кварталах. Контраст с взрывными продажами новой волны мобильных UNIX-устройств совершенно очевиден.

Screen Shot 2013-07-20 at 9.23.57 pm

Голубая линия — iOS и Android устройства (в млн), желтая — ПК (в млн)

Практический же эффект всего этого заключается в том, что доля Microsoft среди подключенных устройств (по сути, ПК плюс iOS и Android-устройства) рухнула с более чем 90% в 2009 году до менее четверти на сегодня.

Screen Shot 2013-07-20 at 9.32.23 pm
Доля подключенных устройств Microsoft

Как и успех “за одну ночь” может занять всю жизнь, так и стремительный крах может занять длительное время. Сегодня среди нас есть создающие компании люди, которые еще не родились в то время, когда многие опасались большой страшной Micro$oft. Компания перестала задавать ритм 18 лет назад. Windows 95 был ее моментом победы, но он также стал и пиком: он пришелся на момент, когда Интернет начал набирать обороты, и Microsoft никогда не была значущим игроком в Интернете несмотря на инвестиции в это десятков миллиардов долларов.

Но вам нужен был ПК для использования Интернета, и тогда практически все ПК работали под управлением Windows, поэтому провал Microsoft по запуску успешных онлайн-сервисов, на первый взгляд, не имел значения. Microsoft выживала и процветала в эру ПК-интернета, несмотря на то, что выглядела ненужной, благодаря надоям со своей победы в предыдущей фазе технологической отрасли. Продажи ПК составляли 59 млн в 1995 году и выросли до 350 млн штук в 2012 году. Конечно же, теперь этот период подходит к концу.

Хоть и выглядит, как будто мы прошли переломный момент, этот процесс быстро не прекратится. Продажи ПК не станут равны нулю в этом году. Но цикл замены, который уже составляет 5 лет, будет удлиняться все больше и больше, все больше приложений будут переходить на мобильные устройства или в облако, и для многих людей ПК окажется на уровне принтера или факса — рудиментарные напоминания старого способа ведения дел. У Microsoft еще может получиться превратить планшеты и телефоны в продукты с заметной долей рынка, но компания никогда больше не будет доминировать.

Уход Microsoft в ненужность