Углубленная аналитика для ритейла – время обратить внимание

27 июнь, 2014 - 10:05Руслан Костецкий

Рынок ритейла в Украине еще молод, однако этот сегмент имеет значительный потенциал, и SAS рассматривает его как весьма перспективный на ближайшие годы. Пару недель назад я участвовал в форуме журнала «Форбс», посвященном развитию розничных сетей. Было чрезвычайно интересно послушать доклады таких представителей розницы, как «Велика Кишеня», «Укрзолото», «Эпицентр», а также получить ценную информацию, что называется, из первых уст. Так, по прогнозам международной консалтинговой компании Euromonitor International, к 2015 г. в Украине инфляция увеличится на 3% по сравнению с текущим годом, это повлечет дальнейшее падение покупательной способности населения, поэтому отечественным ритейлерам придется искать новые способы повышения эффективности своего бизнеса и сокращения расходов.

К сожалению, сегодня все еще существуют предубеждения касательно автоматизации рабочих процессов в этой сфере. Отечественные ритейлеры ищут новые способы повышения эффективности своего бизнеса и сокращения расходов. Многие торговые сети в Украине предпочитают справляться с возникшими вызовами своими силами, что зачастую трудозатратно, а получение результатов растянуто во времени. На мой взгляд, сегодня для украинского ритейла немаловажную роль играет умение эффективно управлять процессами оптимизации цепочек поставок и товарных запасов, а также осуществлять ассортиментное планирование и прогнозировать спрос. Это помогло бы торговым сетям построить качественно иную стратегию, как для оптимизации внутренних процессов, так и для более эффективного взаимодействия с покупателями.

Компания SAS работает на рынке ритейла почти 10 лет и обладает масштабной бизнес-экспертизой в этом сегменте. Приведу несколько примеров из иностранной практики. Так, в китайском отделении компании Amway специалисты SAS внедрили решение по прогнозированию спроса и оптимизации товарных запасов для всей цепочки движения товара: от распределительного центра, через уровень складов – и до уровня магазинов и пунктов выдачи товаров. В результате выполнения проекта время пополнения запасов было сокращено на 20%, а удовлетворенность клиентов возросла до 97% – за счет сокращения задержек доставок. Помимо этого, отмечено снижение товарных запасов на 10% при одновременном уменьшении случаев дефицита товара. Ритейлер не раскрывает свои финансовые показатели, но можно только представить, как это отразилось для него в денежном эквиваленте.

Серьезный эффект можно получить в рознице и за счет грамотного ценообразования – крупнейший фуд-ритейлер США Winn-Dixie при помощи решения SAS оценивает эластичность спроса. Точность такого прогноза составляет не менее 90%, в зависимости от цены товаров, при этом заранее учитываются такие неявные, но связанные с ценой факторы, как праздники, или, скажем, сезонность. Более того, использование предложенного нашими аналитиками сценарного анализа позволило ритейлеру получить дополнительную прибыль за счет гибкого переноса фокуса между тремя возможными сценариями: максимизацией объема продаж, повышением конкурентоспособности по товарной линейке или максимально возможным увеличением прибыли.

И это лишь небольшая часть задач, которые решает углубленная аналитика для различных сегментов ритейла. Осталось только перебороть традиционное для нашего менталитета недоверие и подозрительность ко всему новому. И наконец-то проверить эффективность таких инструментов на практике.