Вопреки пессимистичным ожиданиям экспертов, мировой рынок ПК в I квартале все же проявил признаки здорового роста. Неутешительные показатели экономики США, а также свойственное началу года снижение рыночной активности слабо повлияли на первые итоги продаж компьютеров в этом году.
По оценкам IDC, за первую четверть года рынок освоил 69,5 млн ПК. Таким образом, рост продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг 14,6% и значительно превысил прогнозы аналитиков, предсказывавших увеличение этого показателя не более чем на 13,2%. В системе оценок Gartner зафиксирован менее высокий прирост продаж – 12,3%, до 71,1 млн отгруженных систем.
Стабильный спрос на устройства, отмеченный в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах EMEA, позволил компенсировать рекордно низкую динамику сбыта в Северной Америке, которая впервые не смогла преодолеть порог прироста в 3,5%. В то же время развивающиеся рынки Восточной Европы и Азии все еще далеки от насыщения, что подтверждается увеличением продаж на двузначные числа.
Как и прежде, наиболее весомый вклад в общий зачет привносят портативные системы, особенно потребительского класса. Способствует этому дальнейшее снижение средней стоимости компьютеров, в том числе и связанное с выпуском сверхдешевых версий устройств категории ASUS Eee PC.
На зрелых рынках падение стоимости ноутбуков снижает интерес к настольным системам low-end, стимулируя пользователей к приобретению второго, а порой и третьего лэптопа. Так, в США под брендами Acer и Compaq уже представлены первые 15-дюймовые модели дешевле $500. Кроме того, Dell, Toshiba, Sony и Gateway занялись выпуском устройств в ценовом диапазоне до $600, что благотворно сказалось на популярности бюджетных ноутбуков.
Такой потенциально важный фактор, как выход SP1 для Windows Vista, не успел отразиться на продажах ПК с предустановленной ОС от Microsoft, поэтому его влияние на картину рынка в I квартале было незначительным.
Реализовав партнерам свыше 13,2 млн ПК, HP установила контроль над 19,1% рынка. Однако динамика продаж лидера в пределах 17,4% оказалась среди представителей Top 5 наихудшей. Отчасти аналитики склонны связывать это c позитивной динамикой Dell, которую обеспечила ее новая стратегия для розницы.
К слову, дальнейшее усиление в розничном секторе и успех обновленной линейки ноутбуков во всех ключевых регионах позволили Dell завершить квартал с наилучшими показателями за последние несколько лет. Годовой прирост продаж компании составил 21,6%, достигнув 11 млн ПК.
Несмотря на откровенно слабый квартал в США, что, видимо, отразится на стратегии продвижения ПК Gateway в дальнейшем, в целом Acer вновь удалось выйти в лидеры по росту поставок в отрасли – 66% в годовом сравнении. Пытаясь переместить область своих интересов из low-end в средний ценовой сегмент, тайваньский вендор отгрузил в канал чуть менее 7 млн ПК, тем самым доведя свою долю рынка до 9,9%.
Замыкают первую пятерку поставщиков Lenovo и Toshiba. Помимо традиционной вотчины – Китая – первая заметно нарастила присутствие в EMEA. Toshiba продолжает получать дивиденды от популярности портативных ПК. Реализовав 4,8 и 3 млн ПК соответственно, эти компании увеличили свои доли рынка до 6,9 и 4,4%.
Вендор | I квартал 2008 г. | I квартал 2007 г. | Рост, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | Поставки, тыс. шт. | Рыночная доля, % | ||
HP | 13 251 | 19,1 | 11 291 | 18,6 | 17,4 |
Dell | 10 913 | 15,7 | 8 971 | 14,8 | 21,6 |
Acer | 6 914 | 9,9 | 4 164 | 6,9 | 66,0 |
Lenovo | 4 814 | 6,9 | 3 980 | 6,6 | 21,0 |
Toshiba | 3 069 | 4,4 | 2 544 | 4,2 | 20,6 |
Другие | 30 537 | 43,9 | 29 674 | 48,9 | 2,9 |
Всего | 69 498 | 100,0 | 60 624 | 100,0 | 14,6 |
По данным IDC |