Удачное соSEDство

29 декабрь, 2004 - 00:00Владимир Исаев Технологию SED (Surfaceconduction Electronemitter Display) трудно назвать новинкой: Canon начала работать над ней еще в 1986 г. Однако то ли из-за отсутствия необходимого технического потенциала, то ли в связи с перераспределением финансирования в пользу приоритетной продукции, а вероятнее всего -- из-за первого и второго, работы над SED не форсировались. В 1999 г. к проекту присоединилась Toshiba, добавив к know-how Canon, которой принадлежат патенты на технологии микрообработки материалов, свой опыт в сфере производства электронно-лучевых трубок.

Удачное соSEDство
На презентации пилотного SED Фуджио Митараи и Тадаши Окамура не скрывали планов по созданию совместного предприятия
Удачное соSEDство
В основу SED положены те же принципы, что и в других разработках семейства FED. Напомним, что они имеют массив катодов, каждый из которых под воздействием разности потенциалов испускает электроны в строго определенную зону люминофора, равнозначную пикселу или субпикселу. В отличие от ЭЛТ, где применяются один--три горячих катода, "зонные" дисплеи обладают сверхмалой толщиной, сравнимой с LCD- и PDP-панелями, а также идеально плоской поверхностью экрана. Кроме того, используемый механизм формирования изображения исключил присущие ЭЛТ ограничения по площади экрана: теоретически FED-дисплеи могут быть любого размера.

Вместе с тем FED сохраняет положительные черты ЭЛТ, такие как угол обзора 180°, небольшое время отклика в пределах 2--3 мс и естественная цветопередача -- показатели, к которым стремятся разработчики LCD. В свою очередь, FED выгодно отличается от PDP существенно меньшим энергопотреблением и более высокой разрешающей способностью. При этом стоимость производства FED в промышленных масштабах гораздо меньше, чем всех остальных популярных сегодня дисплеев.

Разработка Canon идентична одному из первых вариантов FED, в котором применялись катоды Спиндта, -- его в свое время предложила французская LETI. Разница лишь в том, что в SED в качестве катода используются не молибденовые конусы, а пленка оксида палладия (более дешевый и стабильный материал), а анодом служит подложка на основе алюминия со слоем люминофора.

Несмотря на то что меморандум о сотрудничестве между Toshiba и Canon был подписан в 1999 г., еще целых пять лет проект был далек от промышленной реализации. Лишь в марте 2004 г. партнеры смогли представить пилотный коммерческий вариант SED-дисплея (прототип, показанный Canon в 1998 г., не в счет: он имел слишком много недоработок). Основным преимуществом устройства с цветным 36 дюймовым экраном являлась не столько его толщина -- 7 мм (для сравнения: толщина современного плазменного дисплея составляет не менее 6 см), сколько сниженное энергопитание: SED потреблял всего 160 Вт, тогда как ЖК-дисплей такой же диагонали -- 200 Вт, а PDP -- 350 Вт. Представляя устройство общественности, президент и CEO Canon Фуджио Митараи (Fujio Mitarai) и его коллега из Toshiba Тадаши Окамура (Tadashi Okamura) не скрывали, что в ближайшее время планируют создать дочернее предприятие, которое займется производством и продвижением SED-продукции.

Действительно, 14 сентября 2004 г. партнеры объявили об основании компании SED Inc., 50,002% акций которой принадлежит Canon, а 49,998% -- Toshiba. Стартовая капитализация SED Inc. составила 9 млн долл., а в ближайшие два года родительские фирмы планируют инвестировать в нее в общей сложности 1,82 млрд долл.

Между тем созданию компании предшествовало еще одно важное событие, не попавшее в передовицы прессы. За месяц до этого Canon за 11,34 млн долл. приобрела патент у американской Candescent Technologies -- одного из пионеров в сфере производства FED. Причем в интервью азиатским СМИ представители Canon акцентировали внимание на том, что патент им нужен исключительно для интеграции SED в конечные устройства, например в панели управления. При этом возможность использования в собственных целях ThinCRT (фундаментальная технология, разработанная Candescent для выпуска FED) представители Canon категорически отрицали.

Трудно сказать, насколько сделка с американской фирмой повлияла на старт отдельного направления в виде SED Inc., но рискнем предположить, что покупка патента существенно приблизила дату начала промышленного производства панелей. По словам Шуничи Узава (Shunichi Uzawa), президента новой компании, оно начнется в августе 2005 г. на линии одного из японских заводов Canon. Ежемесячная производительность на первых порах составит около 3 тыс. устройств с диагональю 50 дюймов и более, но уже к началу 2007 г. объем вырастет до 15 тыс. в месяц, к концу 2007 г. -- до 70--75 тыс., а на 2010 г. компания поставила себе амбициозную задачу выпустить 3 млн устройств, занять 30% рынка бытовых телевизоров с диагональю 40 дюймов и более, а также окупить вложения в SED. Стоит отметить, что, по последним данным DisplaySearch, к 2008 г. глобальный рынок ТВ увеличится до 97,2 млрд долл. с 42,7 млрд долл. в 2003 г.

На торжественной церемонии, посвященной открытию SED Inc., представители родительских компаний объявили о том, что не планируют строить новые фабрики. По их словам, объемы выпуска будут расти за счет постепенной переориентации заводов Toshiba с ЭЛТ на новую продукцию, ведь процесс создания SED технологически весьма схож с производством трубок.

Очевидно, что для обеих родительских компаний SED -- не просто прибыльный бизнес, но и средство достижения стратегических целей. Любопытно, что если для Canon запуск технологии в промышленную эксплуатацию -- едва ли не последний шанс выйти на рынок крупноформатных видеопанелей, то для Toshiba это не что иное, как заключительный этап череды альянсов и приобретений, способных в перспективе сильно укрепить ее позиции во всех сегментах бытовых телевизоров. Кроме того, что за неполных два года работы на мировом рынке плазменных панелей компания стала одним из его лидеров, буквально за две недели до открытия SED Inc. Toshiba объявила о своем участии в японском триумвирате, способном всего через несколько лет стать одним из крупнейших производителей крупноформатных ЖК-панелей для LCD TV. Партнерами Toshiba по данному альянсу выступают Hitachi LCD и Matsushita, с которой Toshiba связывают давние партнерские отношения в рамках их общего предприятия TM Displays. Так что если учесть, что ЖК-телевизорам прочат успех в сегменте ТВ с экраном до 32 дюймов, а SED, как и PDP, рассчитана на рынок бытовых устройств с большей диагональю, можно сказать, что Toshiba очень удачно распределила свои ресурсы. Инвестиции, сделанные в 2003--2004 гг., через несколько лет смогут вернуть ей былую славу крупнейшего производителя бытовых ТВ, утерянную в ценовой борьбе с корейскими и более успешными японскими продавцами ЭЛТ-устройств.