Тяжелая доля рынка

23 июнь, 2011 - 17:30Александр Пацай

Сегодня немного забавной статистики. На днях компания IDC подсчитала, что во втором квартале 2011 года (март-июнь) Android начал терять долю рынка в США. По этому поводу был выпущен вот такой забавный график:

В этом графике есть несколько интересных моментов, на которые я хотел бы обратить внимание. Да, доля рынка смартфонов у Android сейчас гораздо выше, чем у iPhone. Но не стоит забывать, что если смартфоны Android, по сути, составляют основную массу устройств на этой операционной системе, то у iPhone есть еще парочка “родственников” на iOS — это iPad и iPod touch, которые в этом списке не включены. (Это я так, чтобы не возникло ощущения, что экосистема iOS значительно меньше, чем Android).

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание на этом графике — это “стремительный домкрат” BlackBerry. У компании доля рынка смартфонов составляла более 50%, сейчас — около 13%. В США долю рынка RIM Apple и Google (точнее, производители смартфонов на Android) буквально растерзали. Nokia в США никогда особо не фигурировала, хотя в Европе происходит сейчас примерно то же самое.

Но поговорить я хотел немного о другом. Чем обусловлен рост доли iPhone и падение доли рынка Android в последнем квартале? Как и предполагалось — окончанием эксклюзива у AT&T и выходом iPhone у оператора Verizon. Я уже писал ранее о том, что Verizon в свое время, не имея в своем арсенале iPhone, очень активно продвигал на рынке телефоны с Android, предлагая их как альтернативу “не хуже”. Но когда в начале этого года Verizon анонсировал, что iPhone в версии CDMA теперь будет доступен и абонентам этого оператора, стало понятно, что теперь Verizon будет не менее активно продвигать и iPhone, что может повлиять на общий тренд продаж Android-телефонов в США. Я думаю, результат этого мы и видим на графике выше — iPhone у Verizon поступил в продажу в марте, и именно в этом квартале продажи Android-устройств снизились.

Но самое интересное — это то, что в будущем. А в перспективе ожидается, что в августе-сентябре Apple выпустит iPhone 5, который будет либо вообще универсальным (для GSM/CDMA), либо будет одновременно доступен и для абонентов AT&T, и для абонентов Verizon. Здесь важно отметить, что продажи iPhone у Verizon оказались ниже, чем предполагалось, так как покупатели ожидали появления iPhone 5 уже в июне, и поэтому осторожно покупали iPhone 4. Теперь же, когда запуск нового iPhone сдвинулся ближе к holiday season, когда происходят основные продажи, стоит ожидать еще большего всплеска продаж iPhone в США, и еще большего изменения соотношения доли рынка этих платформ.

Здесь важно отметить, что все вышесказанное касается рынка США, который, хоть и является самым большим, но есть еще остальной мир. И вот там, я думаю, ситуация будет другой — Android и дальше будет лидировать по параметру доли рынка. Это связано, прежде всего, с недостаточным распространением модели “контракты+субсидированные телефоны”, благодаря которым в США основная стоимость состоит именно из платежей двухлетнего контракта, и популярностью более дешевых устройств, где Android очень хорошо заполняет доступные ниши рынка. Но в целом тренд раздела рынка между iOS и Android очень интересен, и будет познавательно взглянуть на статистику через год.