TWTR: Нащебетались? Теперь о деньгах

24 декабрь, 2013 - 20:16Александр Черников

Прошел месяц с довольно удачного IPO Twitter, получившей биржевый тикер TWTR. Сегодня она стоит 38,84 млрд долл.

Сооснователь компании, 37-летний Джек Дорси, любитель панк-музыки и джинсов, получил 1,2 млрд и теперь в свое удовольствие работает СЕО компании Square в Калифорнии. А его прежнее детище тем временем занимается в основном вопросами коммерческой эксплуатации сервиса и рекламного воздействия на пользователей.

TWTR: Нащебетались? Теперь о деньгах

Три недели NASDAQ выжидала – не случится ли чего с Twitter. Не случилось. И стоимость акций, и объемы их продаж полезли вверх. Теперь главная забота компании – обеспечить поступления от рекламы


Twitter в период стартапа

В июне 2008 г. в InformationWeek был опубликован пост «CEO Twitter Джек Дорси о его бизнес-модель». Автор тогда сравнил Джека с Индианой Джонсом, которого в «Поисках утраченного ковчега» спрашивают о том, каков его план. «Не знаю», -- отвечает тот, -- «Я составляю его по мере того, как иду».

Twitter не берет плату за аккаунт конечного пользователя и за рекламу. Но как и когда они в таком случае собирались получать доход? Дорси сказал, что его интересует только инфраструктура, построение устойчивой системы, предоставляющий надежный сервис и пока ни о чем более он не задумывается.

На потом, как наиболее перспективный источник дохода, рассматривалась свободная инициатива частных лиц и компаний, которые с самого начала пытались использовать Twitter в качестве маркетингового канала. Предполагалось, что еще одним источником могло стать предоставление разработчикам API Twitter для встраивания в свои системы.

Но в основном компания просто наблюдала, как люди пробуют использовать Twitter на свой лад и искала в этом подсказки для построения жизнеспособной бизнес-модели. Компания располагала 16 сотрудниками и только что привлекла 15 млн инвестиций, стремясь сделать очень простой в использовании, узко «заточенный», но совершенный продукт. Показатели активности тогда были следующие: 1 млн пользователей, 200 тыс. активных пользователей в неделю и 3 млн сообщений ежедневно.

2008 г. вообще был временем ограничений сервисов Web 2.0. К Facebook могли присоединиться только студенты Гарварда. YouTube был ограничен 10 минутами видео при его бесплатном использовании. На Fotolog можно было выкладывать только по одной картинке в день. Google, в пику не в меру разросшемуся интерфейсу Yahoo, ограничилась всего одной строкой ввода, двумя кнопками и собственным логотипом. В такой жесткой среде исключительно простой Twitter должен был выгодно отличаться от конкурентов,.

Итак, деньги для основателей компании тогда были не главное. Однако многие и многие пользователи тоже регистрировались в Twitter исключительно из «спортивного интереса». Вот прекраснодушная речь одного из них, датированная июнем 2008 г.

«Twitter демонстрирует вам отличную модель того, чем заняты человеческие умы по всему миру. Причина того, что Twitter не зарабатывает много денег, проста -- они не сфокусированы на этой стороне бизнеса. И почему они должны заботиться именно об этом? Главная их задача -- оставаться нужными.

Заработать деньги на сообществе в 200 млн пользователей довольно просто. Но быть значимым для этих 200 млн длительное время -- совсем другое, гораздо более сложное дело. В Twitter достаточно умны, чтобы сосредоточиться на втором вопросе.

Например, я не трачу время на твиты. Я «твиттерю», пока кого-нибудь жду, пока смотрю телевизор, или когда мне нужен короткий перерыв во время работы. Нет, я не люблю обнажаться прилюдно. Что мне нравится — так это обмениваться соображениями и опытом».

Ну, как говорится, что позволено стартапу…

Как заработать в Twitter

Начну этот раздел с цитаты, от которой так и веет энтузиазмом: «Заработать в Twitter невозможно? Ответ прост — «достучитесь». Быть услышанным — вот что такое этот бизнес. У вас есть аудитория, и у вас есть ее внимание. Это означает, что вы можете продавать рекламу». Итак, кому мы будем продавать рекламу?

TWTR: Нащебетались? Теперь о деньгах

В мире много стран, «свободных от Twitter». Аудитория преимущественно североамериканская, хотя в Канаде и Мексике Twitter любят на порядок меньше, чем в США. А Европа вообще не воспринимает его как серьезный маркетинговый канал

Для раннего периода развития Twitter был характерен, в общем, дилетантский подход потенциальных рекламодателей. Остается он таковым и сейчас -- для регионов с национально низким уровнем развития бизнеса и понимания основ его ведения.

Вот как еще три года назад описывалась польза сервиса: «Twitter поможет обучиться лаконичному изложению мыслей и завести полезные знакомства, сообщить фолловерам в Twitter свои новости и узнать что-то новое от них, -- и даже, возможно, найти работу».

Тем, кто пишет «про вообще», рекомендовались вещи совершенно невинные: «Добавляйте умные мысли - как свои, так и великих людей. Вспоминайте необычные факты. Давайте им собственную оценку. Давайте ссылки на интересные вам ресурсы. Вбивайте шутки, но не особо увлекайтесь ими».

Будущим акулам маркетинга как бы мимоходом давался следующий совет: «Делитесь с подписчиками новостями вашего ресурса (появление новых статей, проведение акций, конкурсов, данные о скидках и т.д.). Общайтесь со своими подписчиками. Используйте мотиваторы -- высказывания, побуждающие совершить нечто полезное для вас. Делайте ретвиты, если они соответствуют вашим целям».

Другими словами, весь мир, кроме США, не рассматривал всерьез Twitter как эффективное средство привлечения потребителей. Но посмотрите, что произошло за последние полтора года. Такое впечатление, что, наконец, накопилась достаточная для взрыва аудитории «критическая масса» пользователей.

TWTR: Нащебетались? Теперь о деньгах

С середины 2012 г. число ежедневно отправляемых твитов на английском языке практически стабильно – около 150 млн. В меньшей степени рост наблюдается в Латинской Америке, в большей – в Азии и Африке (франкоговорящие страны)

Профессиональный подход

Простота Twitter, его доступность и распространенность сделали его едва ли не главным маркетинговым инструментом развивающихся стран, особенно с большим количеством населения. Здесь все еще хорошо работают описанные выше подходы, поскольку для многих людей это все еще в новинку.

А вот в англоязычном мире работать рекламщикам становится все тяжелей. Практически ушли романтики первых лет, которым назойливый промоушен никогда не был нужен (и они были достаточно умны, чтобы игнорировать его). Остальные образовали более-менее стабильные пользовательские группы и находят соответствующую их интересам рекламу вполне разумной.

Со своей стороны, компании, продающие товары и услуги, перешли к классической маркетинговой деятельности со всеми ее современными атрибутами – сообществами экспертов и пользователей, блоггерами и прессой, аналитикой и системами управления контентом, формированием бренда и опыта покупателей, скидками, рекламными акциями и т.д. – всего того, что характерно CRM.

TWTR: Нащебетались? Теперь о деньгах

Экспериментальное использование такого расширенного поиска подписчиков Twitter показало, что даже довольно отдаленные ассоциации могут быть успешными в плане привлечения новых клиентов

Однако жизнь не стоит на месте и сегодня Twitter быстро наращивает бизнес-возможности сервиса. Вот одно из совсем недавних дополнений – «расширенный поиск» по ключевым словам для рекламодателей. Он предназначен для компаний, которые ведут рекламную деятельность в социальной сети, размещая объявления, построенные на уникальной смысловой базе пользователей определенного сегмента.

Компания товаров для животных, например, будет направлена на группы, обсуждающие прогулки с собакой. Бренд женской обуви займется пользователями, обсуждающими ковбойские сапоги и т.д. До сих пор большие, коммерчески значимые группы людей, говорящих на сленге или просто делающие ошибки, еще как-то умудрялись уклониться от длинной руки социальной рекламы. Теперь поток информации обрушится и на них. Как и следовало ожидать, описанная возможность является платной и не предназначена для забавы.

Вот, собственно, почти и все о сегодняшнем дне Twitter. Из невинного трепа в микроблогах он превращается в довольно грозное орудие для выбивания денег из подписчиков. Жалеем ли мы об этом? Да, в общем, нет. Собираемся ли мы целыми днями твитить и читать, честно говоря, пустоватые сообщения? Тоже нет.

Так что же мы теперь получили под названием Twitter? Как всегда в бизнесе – искушенных маркет-менеджеров с одной стороны и, как бы это сказать… электорат с другой. Ну, вольному воля…