Трудности перевода или Как наладить общение ИТ и бизнеса

18 апрель, 2011 - 14:14Юрий Гудзь

Если в вашей компании топ-менеджмент и ИТ-служба понимают друг друга с полуслова – это замечательно, однако последнее исследование Ernst & Young о роли ИТ в современном бизнесе выявило, что такое продуктивное взаимодействие – это скорее редкость. Когда речь заходит об ИТ-департаменте, руководители бизнеса часто задаются такими вопросами:

  1. Куда уходят деньги в ИТ?
  2. О чем говорят мужчины из ИТ-департамента?

Многим из нас знакома эта ситуация. Но вот мои коллеги задались вопросом: насколько эта проблема распространена в мире, и какие пути ее решения? В рамках исследования было опрошено около тысячи руководителей высшего звена и руководителей ИТ из различных отраслей и в компаниях разных размеров по всему миру. Самые интересные выводы следующие:

  • 73% респондентов считают, что ИТ может иметь более активную роль в развитии компании;
  • Только 15% опрошенных уверены, что их ИТ хорошо подготовлено к будущему;
  • ИТ рассматривается как ключевое подразделение для изменения бизнеса компании;
  • Исследование показало, что сами руководители ИТ в большинстве случаев оценивают свою работу более положительно, чем их же коллеги из руководства компании. Это говорит о том, что нет эффективной коммуникации между бизнесом и ИТ в вопросе оценки эффективности работы ИТ службы.

Очень интересна также таблица характеристик, которые бизнес ожидает от ИТ службы. Как вы думаете, что стоит на первом месте? Профессиональная компетенция? Сертификат MBA? Нет. Понимание чего хочет бизнес от ИТ (книга Терри Уайта «What Business Really Wants from IT» на Западе похоже не очень популярна).

А что стоит на втором месте? Поддержка бизнеса? Опять не угадали – коммуникация с бизнесом. Абсолютно простые вещи, казалось бы. Но эти проблемы до сих пор являются приоритетными для эффективного взаимодействия бизнеса и ИТ во всем мире.

Что говорят книги по поводу коммуникаций? Чем меньше барьеров между людьми, тем эффективнее их общение. Если директор готов принимать без предварительной записи у секретаря – посетителей у него будет больше, информации от своих сотрудников он получит больше.

Если проектная команда находится в одной комнате, а не разбросана по разным этажам, это существенно увеличивает эффективность коммуникаций. Например, людям не нужно пользоваться телефонами и емейлом для того, чтобы обсудить время и место следующей встречи с клиентом..

Напрашивается очевидный вывод: чтобы взаимодействие ИТ и бизнеса было продуктивным, они должны быть максимально близки друг к другу. Идеальное место – Совет Директоров. Но многие ли украинские компании готовы делегировать Начальнику отдела ИТ место в Совете Директоров? И многие ли украинские компании, назвав руководителей ИТ-служб «директорами ИТ департаментов», действительно делегируют им полномочия по принятию решений, которые могут повлиять на бизнес компании в целом?

В своей работе я видел наиболее эффективные ИТ-службы в тех компаниях, где мы с леном Правления, курирующим ИТ, разговаривали на одном языке. И трудно было понять, то ли это бывший Руководитель ИТ, хорошо знающий свое дело, стал Членом Правления, ответственным за операционную деятельность компании, то ли это COO настолько хорошо разбирается в ИТ.

По сути, для самой компании не важно направление движения персонала – то ли от Head of IT к CIO, COO или CЕO, то ли наоборот. Важен результат – эффективная деятельность компании, для чего тесное взаимодействие ИТ и бизнеса жизненно необходимо.