Третья волна: Gartner советует ИТ-лидерам быть готовыми к инновациям

23 май, 2008 - 14:04Энрике Менендес

Исследовательская компания Gartner в ходе конференции Emerging Trends Symposium/ITxpo 2008, только что прошедшей в Лас-Вегасе, заявила о том, что лидеры ИТ-индустрии могут помочь мировой экономике пережить надвигающийся спад. Но для этого нужно не откладывать внедрение инноваций до лучших времен, а заняться ими уже сейчас. По словам вице-президента компании Кена МакГи (Ken McGee), если ждать формального объявления об окончании кризиса, то несколько месяцев, а то и год, будут для бизнеса потеряны.

Конференция Gartner Emerging Trends Symposium/ITxpo – это специальное мероприятие, посвященное новым тенденциям, технологиям и бизнес-моделям, которые оказывают влияние на будущее делового мира. Ежегодно на нем собираются более двух тысяч ИТ-специалистов. На этот раз аналитики Gartner начали с того, что виной экономического спада в мировой экономике отчасти стали те же инновации – в сфере недвижимости. Однако г-н МакГи уверен, что «худшие последствия этого кризиса могут быть преодолены, а рост бизнеса – восстановлен, если противопоставить этим инновациям другие».

Инновации. В Gartner полагают, что в сегменте информационных технологий можно выделить три типа инноваций. Первый связан с продуктами, самостоятельно разработанными и внедряемыми ИТ-специалистами для решения исключительно технических проблем, например, увеличения пропускной способности интернет-каналов, модернизации инфраструктуры и пр. Для второго типа характерна инициатива со стороны бизнес-подразделений компании, но практическое решение также достигается усилиями ИТ-департамента. К нему могут относиться внедрение CRM, инструментов бизнес-аналитики, переход на использование мобильных устройств. И, наконец, третий, наиболее интересный тип ИТ-инноваций проявляется в том случае, когда саму разработку решения, отвечающую потребностям бизнеса, инициировало ИТ-подразделение.

Однако на успешности внедрения инноваций третьего типа, согласно Gartner, сказывается целый ряд факторов, в число которых входят глобализация, взаимоотношения, социум, индустриализация и прогресс.

Глобализация. Развивающиеся страны, такие как Китай или Индия, оказывают все более значительное влияние на экономику. Именно компании этих стран могут стать источником следующей волны инноваций. По мнению Парта Иенгара (Partha Iyengar), вице-президента и ведущего аналитика Gartner, западным компаниям нужно уже сейчас приспосабливаться к сотрудничеству и конкуренции с ними. Индийские и китайские разработчики и производители отличаются высокой организованностью и гибкостью, к тому же к их услугам относительно недорогая, но в то же время квалифицированная рабочая сила. Достаточно сказать, что в Китае каждый год учебные заведения выпускают до полумиллиона англоговорящих инженеров (против 100 тыс. в США). К настоящему времени до 80% мировой рабочей силы сосредоточено в развивающихся странах, в которых к тому же очень быстро формируется прослойка среднего класса, а это еще один растущий рынок сбыта. «По мере роста населения в этих странах меняется рынок самого важного ресурса будущего – квалифицированных специалистов», – подчеркнул в своем выступлении г-н Иенгар.

Взаимоотношения. Очевидно, что бизнесу интересна не столько пропускная способность каналов связи, сколько результат использования коммуникационных технологий для решения деловых задач. До сих пор потери времени и простои в бизнесе очень часто происходят из-за проблем со связью. Задача телекоммуникационных компаний – обеспечить «прозрачную связь» и «невидимую мобильность», которая будет приносить реальную пользу бизнесу. Сети должны стать более интеллектуальными. CRM-системы и Интернет – сделать шаг навстречу клиенту для повышения уровня его удовлетворенности. Управляющий вице-президент Gartner Энтони Брэдли (Anthony Bradley) отметил, что самыми важными тенденциями в развитии контекстной информации являются новые технологии сбора данных и контент, создаваемый пользователями (user generated content), а «информационные технологии должны научиться строить контекстную архитектуру, а также глобально масштабируемые системы идентификации ситуаций и их обработки».

Социум. Социальные сети объединяют миллионы людей по всему миру. «Мы достигли положения, когда информационные технологии дают новые возможности не только корпорациям, но и обычным людям», – уверяет г-н Брэдли. Многие компании создают собственные социальные сети, чтобы повысить эффективность совместной работы своих сотрудников, находящихся на значительных расстояниях друг от друга. CRM при этом эволюционирует в системы вовлечения клиентов, в которых образуется социальная сеть для обмена идеями и, в конечном итоге, – создания персонифицированной продукции для каждого потребителя. «Такое глобальное взаимодействие требует нового мышления, и задача организаций в настоящий момент – превратить силу сообществ в будущее величие», – несколько декларативно отметил аналитик Gartner.

Индустриализация. В результате прошедшей в начале XX ст. индустриализации массовый потребитель может получить большое число товаров и услуг по низкой цене. При аналогичных процессах в ИТ многие информационные услуги станут повсеместно доступны в виде новых сервисов. Это то, что сегодня называется «cloud computing», и Gartner определяет совокупность данных технологий как возможность доступа к масштабным ИТ-системам через Интернет для всех. Дэрил Пламмер (Daryl Plummer), управляющий вице-президент Gartner, уверял, что благодаря объединению социальных сетей, сетевых сообществ и глобального сотрудничества с такими сервисами любой человек или компания смогут получить доступ на любой рынок.

Прогресс. Способность ИТ-департамента взять на себя некоторые информационные риски станет важнейшим фактором инновационных процессов. По сути, бизнес ждет от ИТ двух вещей – стратегического управления информацией (что даст возможность не просто владеть данными, но и использовать их для получения конкурентного преимущества) и операционных технологий (что означает максимальное вовлечение информационных систем в решение текущих бизнес-задач).

Впрочем, закончилось все как обычно: дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих: «ИТ-лидеры должны определять, какие новшества они могут привнести в решение проблем бизнеса. Конечно, все поставщики так или иначе предлагают части этого решения – в виде архитектуры, ориентированной на сервисы (SOA), ПО в качестве сервиса (SaaS), систем управления бизнес-процессами (BPM). Но именно вы должны придумать, как из всего этого сделать комплексное решение», – резюмировал Мэри Месальо (Mary Mesaglio), директор по исследованиям Gartner Executive Programs.