Трансформеры помогут?

3 июнь, 2016 - 14:05Артем Юрченко

Мировая планшетная индустрия продолжает сужаться в поставках и выручке, заставляя своих участников концентрироваться на поиске новых путей развития. А пока что, относительное насыщение рынков и снижение интереса к классическим моделям привели к худшему, начиная с 2012 г., календарному периоду.

Несмотря на явное доминирование, планшеты в привычном исполнении теряют привлекательность в глазах потребителей, вынуждая вендоров прибегать к экспериментам с новыми форм-факторами. И хотя доля разъемных моделей в общих поставках все еще сравнительно мала, характеризуемая трехзначным числом позитивная динамика увеличения спроса заставляет обратить на них внимание. Slate-модели, в свою очередь, все чаще ассоциируются с недорогими устройствами и преуспевают в их распространении вендоры с крупными операторскими контрактами (например, Huawei), либо те, для которых это не основной бизнес, а часть экосистемы (Amazon).

Как итог, за период с января по март в IDC насчитали 39,6 млн отгруженных планшетов, что на 14,7% хуже результата аналогичной четверти 2015 г. По версии аналитиков Digitimes Research, поставки снизились на 12,1%, до 44,89 млн аппаратов.

Трансформеры помогут?

Оставаясь наиболее востребованными, модели с диагональю 7″ сохраняли за собой почти треть мирового рынка — на их долю пришлось 28,8% от общих поставок. Следом разместились решения с экранами 9,х" (28,7%), 7,9″ (15%), 10,х" (11,4%), 11″ (10,4%) и 8,х" (5,7%). В части используемых экранов наиболее популярными (48,9%) оставались выполненные по технологии GFF (glass + film + film) продукты. Менее востребованными были гаджеты, оснащенные дисплеями GF2 (35,7%), OGS (8,0%) и On-Cell (7,5%).

Apple по-прежнему доминирует на рынке, однако будущее iPad уже не представляется в безоблачных тонах прошлых лет. Основными покупателями все чаще являются обновляющие предыдущие поколения планшетов под iOS либо мигрирующие с ПК пользователи. Недостаточный импульс продажам пока что привнесли iPad Pro 9,7″, а также разжившиеся более высоким объемом памяти iPad Pro 12,9«. Безусловно, в текущем квартале ускорению процесса обновления имеющихся планшетов поспособствует и недавнее снижение цен на iPad Air 2.

В лагере «non-Apple» ситуация также далека от лучшей — исследователи из Strategy Analytics отметили снижение поставок брендовых Android-моделей на 16% «YoY», до 30 млн аппаратов. Помимо упомянутых выше факторов на результат оказали влияние Windows-модели, интерес к которым выразился в росте квартальных поставок на 82% «YoY», до 6,2 млн планшетов. Лидером «non-Apple» остается Samsung, однако линейка Galaxy Tab, отдельные представители которой являются одними из последних брендовых Android-планшетов премиум-класса, также отчитывается негативной динамикой продаж. Нет должной отдачи и от разъемной модели TabPro S, которая встречена рынком довольно прохладно вследствие дороговизны. В то же время, крайне дешевый планшет Fire, нацеленный на приверженцев сервисов Amazon, помог последней добиться астрономического (+5421%) роста поставок в годовом сравнении. А вот бизнес Lenovo продолжает претерпевать от снижения интереса пользователей к классическим Android-планшетам. И хотя вендор уже предлагает гибридные модели, в том числе решения под Windows 10, эффект от их выхода на рынок пока малозаметен. Активное сотрудничество Huawei с операторскими каналами развивающихся регионов и отличные позиции на локальном — китайском — рынке позволили вендору остаться в плюсе. Успешный февральский старт продаж первой разъемной модели — MateBook — вне всяких сомнений подтянет отчетность вендора и по итогам текущего календарного периода.

Трансформеры помогут?

Говоря о втором квартале, в Digitimes Research прогнозируют не более 42,84 млн поставленных на мировой рынок планшетов. Отложенный спрос, связанный с ожиданием начала продаж в третьей четверти новых моделей, приведет к сокращению рынка по измерителю «QoQ» на 4,6%. В годовом сравнении спад поставок замедлится и составит лишь 7,8%. Из обозначенного объема на долю iPad придется не более 11,1 млн устройств, благодаря чему почти на 9% возможно улучшить результат периода с января по март. Для Apple второй квартал традиционно является слабым, однако уже упомянутый запуск iPad Pro и снижение цен на iPad Air 2 в нынешнем году может улучшить ситуацию. На фоне стремления ведущих вендоров «non-Apple» сфокусироваться на увеличении прибыли, а не на расширении подконтрольной доли рынка, это сегмент сократит квартальные поставки на 12,2% «QoQ», до 16,14 млн устройств.

Если верить IDC, в текущем и будущем годах мировой планшетный рынок сохранит негативную динамику роста, однако по итогам 2018 г. возможно частичное восстановление утраченных позиций. Спад поставок в 2016 г. ожидается на уровне 9,6% «YoY». Доля ОС Android в планшетах разъемной конструкции вырастет с 12% в 2016 г., до 20% по итогам 2020 г. У iOS позиции ослабнут с 38 до 29%, а доля Windows увеличится с 49 до 51%.

Трансформеры помогут?