Toshiba: "Проекторы постепенно осваивают массовый рынок"

18 апрель, 2004 - 23:00КО
В минувшем году, как утверждают маркетологи, Toshiba заняла ведущие позиции на рынке проекторов в Украине. За счет чего, на Ваш взгляд, удалось достичь таких показателей?

Огромное воздействие на массового покупателя, безусловно, оказали бюджетные аппараты. Во второй половине 2003 г. Toshiba обновила почти весь свой модельный ряд, при этом в эконом-классе вместо двух аппаратов появилось сразу пять. 70% наших продаж в Украине пришлось на SVGA-устройства, т. е. на наиболее доступные по цене. Это означает, что нам удался, что называется, прорыв на массовом рынке. Через один-два года SVGA-аппараты начнут вытесняться ныне более дорогостоящими XGA-устройствами с бoльшими световым потоком и функциональностью -- к тому времени разница между ними будет не так значительна, как сегодня.


На каких потребителей Toshiba ориентирует свои проекторы?

Toshiba "Проекторы постепенно осваивают массовый рынок"
"Рынок проекторов для домашнего кинотеатра сейчас не слишком велик, но очень перспективен: продажи таких устройств будут расти гораздо быстрее, чем аппаратов бизнес-класса"
Мы выделяем три категории: пользователи домашних кинотеатров, корпоративные покупатели и отдельно -- сфера образования. На нее, в частности, ориентированы так называемые многофункциональные проекторы -- аппараты со встроенной документ-камерой. Кроме того, для них мы проводим ряд рекламных кампаний. Например, S10 -- первый проектор в Украине, который учебные заведения могут приобрести за $949.

Как вы знаете, в России сегмент образования -- один из крупнейших потребителей проекторов. Чего стоит тендер "Дети России", согласно которому в течение трех лет государственные средние общеобразовательные школы будут оснащены более чем 20 тыс. проекторов. Мы участвовали в нем в 2002 г. и в нынешнем. Естественно, здесь предлагаются максимально дешевые аппараты.

В Украине в 2003 г. тоже проводилось несколько тендеров по закупке оборудования для образовательной сферы, что свидетельствует о том, что этот рынок в вашей стране постепенно "оживает". Кстати, согласно тенденциям, которые наметились последнее время в Европе, несмотря на общее увеличение объемов реализации, продажи в образовательный сегмент начинают доминировать над корпоративными.

Что касается коммерческих пользователей, то помимо широкой линейки из более чем 20 моделей, для них мы можем предложить комплексное решение -- "ноутбук плюс проектор". В данном случае имидж Toshiba как лидера в производстве ноутбуков нам безусловно помогает.

Хочу подчеркнуть, что мы ориентируемся на все сегменты проекционного рынка. На CeBIT 2004 Toshiba анонсировала новую инсталляционную модель X4500, предполагающую использование сменных объективов в зависимости от параметров помещения, в котором они работают.


А что Вы думаете о рынке "домашних проекторов"?

Локальный сегмент проекторов домашнего кинотеатра сегодня не слишком велик. Однако он, что называется, "перспективен в квадрате": продажи таких устройств будут расти гораздо быстрее, чем аппаратов бизнес-класса. Сейчас эта тенденция наблюдается в большинстве стран Европы. В Германии, например, которая на два-три года опережает Украину в плане развития проекционного рынка, их доля в общей структуре продаж ежегодно увеличивается вдвое. В 2002 г. данный показатель составлял 6--7%, в 2003 г. -- 14--15%. Ожидается, что в 2004 г. он достигнет 30%, а способствовать этому в значительной мере будет постоянное снижение цен на модели начального уровня.

Вообще Toshiba вышла на этот рынок относительно недавно: лишь в сентябре 2003 г. мы предложили свою первую бюджетную модель специально для дома -- ET1, которая сразу же была отмечена благодаря весьма необычному дизайну и привлекательным пользовательским характеристикам. Сейчас мы активно изучаем спрос, и уже становится ясно, какие аппараты будут востребованы в данном сегменте, насколько важны их качества. Так, например, по результатам этих исследований в будущих линейках мы планируем существенно улучшить эргономику наших проекторов, их дизайн, уменьшить размеры, а также изменить интерфейс меню (включая перевод на русский язык) -- он станет более дружественным.

Сегодня украинским домашним пользователям, по некоторым оценкам, продается свыше 10% всех проекторов Toshiba. Однако нужно учитывать, что в эконом-классе грань между бизнес-проекторами и устройствами для домашнего кино очень и очень тонка. Некоторые наши модели для бизнеса приобретаются и для установки в домашнем театре. В дальнейшем мы будем стараться более четко сегментировать проекторы в зависимости от сферы их использования, усиливая специфические характеристики аппаратов.


Пользуются ли спросом в нашей стране проекторы портативного класса?

Перспективы мобильных устройств пока не так обнадеживают, как ситуация с проекторами других типов. Во-первых, стоит отметить отсутствие единой классификации между производителями подобных устройств. То, что одни называют портативным, другие относят к классу ультралегких, а третьи -- к персональным, поэтому объективно оценить доли продаж очень трудно.

Во-вторых, для западноевропейского потребителя, например, каждые 100 грамм массы проектора имеют значение, он готов платить дополнительно за более легкую модель. В Украине, как, впрочем, и в России, покупательская способность пока невелика, и переплачивать $1000--1500 за проектор с такими же характеристиками, но на 0,5--1 кг легче, готовы немногие.

Вообще тенденция снижения массы сильна уже не так, как раньше. Планку в 0,9 кг пока не удалось преодолеть никому, а большинство сверхлегких моделей весят от 1 до 1,5 кг.


Что Вы думаете о будущем LCD- и DLP-технологий в проекционной индустрии?

В настоящее время этот вопрос обсуждается достаточно активно. Как вы знаете, с 1 апреля Sony прекратила поставки ЖК-матриц сторонним производителям LCD-проекторов. Соответственно, на рынке остался единственный крупный их поставщик -- Epson. Я думаю, что указанный факт сыграет свою роль, и в ближайшие месяцы в линейках многих компаний, выпускающих проекторы, мы увидим существенное увеличение числа аппаратов, созданных на базе DLP, -- сейчас подобная тенденция наблюдается и в нашем модельном ряду.


Какие технологии найдут применение в проекторах Toshiba в ближайшее время?

Помимо проекторов с документ-камерами, сегодня мы производим и аппараты, способные принимать данные от видеоисточника по Wi-Fi. Впервые подобные модели Toshiba представила на CeBIT 2003, но их продажи в прошлом году были незначительными. А вот проекторы второго поколения, T720/T721, пользуются существенно бoльшим спросом, но главное здесь -- не качественное улучшение, а рост популярности беспроводных технологий как таковых. Дело в том, что стандарт 802.11b, который поддерживают наши модели, пока не позволяет передавать, например, потоковое видео, присутствующее во многих бизнес-презентациях, с приемлемым качеством. Мощный толчок для развития на проекционном рынке беспроводные интерфейсы могут получить лишь с распространением 802.11g и других высокоскоростных протоколов.


Что Вы можете сказать о ближайших планах Toshiba в Украине?

Украинский рынок Toshiba рассматривает как один из самых многообещающих. И причина даже не в нынешних объемах продаж, а скорее, в их динамике за прошедшие один-два года. Сейчас главная задача для нас -- сохранить, а по возможности и упрочить свое положение в Украине (сегодня DTC оценивает долю Toshiba в 19%) с учетом того, что многие эксперты уверены в удвоении местного рынка в 2004 г.