"Тонкий" рынок без среднего сегмента

18 декабрь, 2002 - 00:00Владимир Исаев
Благодаря технологическому прогрессу сегодня нижняя ценовая планка для компьютерного монитора опустилась до $100. Те же, кто располагает большими финансовыми возможностями, обращают внимание в первую очередь не на стоимость, а на качество устройства и его уровень безопасности. Причем два столь разных подхода к покупке видеосистемы до недавнего времени распространялись только на ЭЛТ-мониторы. Определенные изменения, произошедшие на рынке ЖК-дисплеев в уходящем году, сделали их более доступными массовому потребителю.
Уже сегодня многие производители компьютерных мониторов выпускают гораздо более широкий модельный ряд LCD, чем ЭЛТ. Чтобы оценить общемировую ситуацию, обратимся к данным DisplaySearch. В ее октябрьском отчете сказано, что по итогам 2002 года доходы от продаж TFT-мониторов должны превысить соответствующий показатель по ЭЛТ. Следующими значимыми вехами станут 2004 и 2006 годы. Первый будет ознаменован лидерством ЖК-панелей не только по доходности, но и по проданным единицам. В 2006 году на ЖК-мониторы придется 82% рынка настольных компьютерных систем отображения, а объем их продаж составит примерно 113 млн. штук. При этом присутствие ЭЛТ снизится до 16--18%.

Доля ЖК-дисплеев от общего числа мониторов на рабочих столах европейцев сегодня оценивается примерно в 25%, причем рекорд приходится на Швейцарию, где ими пользуется более половины всех владельцев настольных ПК.

Резко возросший спрос в первой половине года заставил некоторых тайваньских производителей ЖК-матриц увеличить их стоимость, и цены на мониторы стабилизировались. К августу мощности заводов удалось нарастить, и снижение цен на TFT-дисплеи продолжилось.

Большинство отечественных поставщиков утверждают, что уходящий год стал своего рода переломным с точки зрения продаж ЖК-мониторов в Украине. В 2002 г. объем реализации достиг отметки в 60--65 тыс. единиц, а доля этих устройств среди всех проданных мониторов оценивается уже в 7--8% вместо 2--3% в прошлом году. Главной причиной такого интереса многие украинские дистрибьюторы называют снижение стоимости: для большинства представленных в Украине линеек оно составило около 30%.


На что хватит денег

"Тонкий" рынок без среднего сегмента
Ситуация со спросом на TFT-мониторы в чем-то похожа на положение в секторе ноутбуков. Потребители стремятся тратить меньше и приобретать недорогие модели начального уровня. По оценкам Александра Тена, брэнд-менеджера MTI по мониторам Sony и Hansol, если в 2001 г. стоимость 15" ЖК-монитора была сопоставима с профессиональным 19" ЭЛТ, то сегодня покупатели все чаще задумываются о покупке 15" ЖК-панели вместо 17" ЭЛТ-монитора, реальная рабочая диагональ которого, как известно, составляет 16". При этом принимаются в расчет все основные преимущества TFT, включая престижность устройств, их эргономичность и, конечно, безопасность.

Технические характеристики представителей начального класса, в частности большое время отклика, невысокий уровень контрастности и яркости, не устраивают тех, для кого критично качество отображения динамичных объектов. Благодаря минимальным электромагнитным излучениям мониторы entry-level приобретаются для тех, кто вынужден по долгу службы постоянно сидеть перед экраном и работать с программными пакетами, не связанными с высококачественной графикой. По словам Василия Федорака, директора "БМС Трейдинг", крупные закупки TFT-мониторов, в том числе на тендерной основе, часто совершаются состоятельными отечественными предприятиями, а также представительствами иностранных компаний, которые по корпоративным стандартам обязаны заботиться о здоровье своих сотрудников.

Нередко поставщики позиционируют в начальном классе модели, еще в прошлом году относившиеся к категории устройств высокого уровня.


Объединенный mainstream

Провести четкую грань между мониторами среднего уровня и high-end оказалось практически невозможным. Технические характеристики не позволяют однозначно позиционировать тот или иной монитор в определенном сегменте, так как устройства среднего класса в линейке одного брэнда нередко сопоставимы по техническим характеристикам с "верхним" уровнем другого и наоборот. По тем же причинам невозможно разделение и по стоимости.

Модели mainstream выполняются, как правило, на базе ЖК-матриц новых поколений, которые характеризуются довольно широким углом обзора (до 170°), хорошими показателями яркости (до 300 кд/м2), контрастности (350:1-500:1), высоким разрешением 1280 x 1024 и улучшенной цветопередачей. Кроме того, такие ЖК-мониторы, как правило, оснащаются цифровым интерфейсом DVI, USB-входом, а также встроенным блоком питания -- весьма высокотехнологичным устройством, принимая во внимание толщину и размеры аппарата вместе с подставкой.

Похоже, что достигнутые технические характеристики ЖК-матриц вполне удовлетворяют большинство покупателей. Поскольку продукты крупнейших производителей уже сравнялись в показателях яркости и контрастности хотя бы на уровне визуальных впечатлений, все большую роль начинает играть внешний вид мониторов mainstream. Причем, как и в мире автомобилей, некоторые разработки заказываются у известных дизайнеров. Особым спросом покупателей, по словам Александра Тена, пользуются мониторы, дизайн которых был создан, например, ателье Porsche Design. Такие модели есть в линейках Samsung и Sony.

Одной из последних тенденций в области дизайна является уменьшение толщины рамки обрамления ЖК-экрана, т. е. стремление создать монитор практически без полей.

Понимая роль дизайнерских решений в продаже, почти все производители предусматривают различные цветовые варианты корпуса. В линейках практически каждого вендора сегодня можно подобрать модель для любого интерьера.

Различия между ЖК-мониторами касаются и подставок. Многие производители предлагают варианты, включающие звуковые системы, блоки питания, цифровые интерфейсы, а также предусматривающие регулировку в нескольких степенях свободы.

Мониторы mainstream часто можно увидеть на столах у руководителей, которые ценят престижность и высокий уровень исполнения этих устройств. Стоимость пока не позволяет закупать их в массовом количестве для рядовых сотрудников. Mainstream начинает пользоваться популярностью и у владельцев домашних ПК, поскольку технические характеристики если и не рассчитаны на дизайнерскую графику, то уже вполне годятся для просмотра видеофильмов и динамичных игр. Сергей Красношапка, начальник отдела продаж "Навигатор", считает, что гораздо больший спрос на TFT-мониторы со стороны частных пользователей придется на следующий год и будет связан с удешевлением матриц и их технологическим совершенствованием, в частности уменьшением инерционности.


Гонки по диагонали

Вопрос выбора диагонали ЖК-панелей для большинства пользователей, как правило, не стоит. По словам Александра Грабовецкого, менеджера DataLux, 70--80% закупок приходится на 15-дюймовые модели, и пока сохраняется такая ситуация, основная конкуренция будет именно в этой "диагональной" категории.

Если бы в 2002 г. не произошло резкого снижения цен, то процент потребления TFT 15" был бы, наверное, еще выше. Но вместе с падением среднерыночной стоимости вырос спрос и на панели с диагональю 17--18".

Что касается более крупных экранов, то такие модели относятся уже к своего рода эксклюзиву. Сбыт 19--22" TFT-устройств ограничен еще и стоимостью: мало кто способен потратить на монитор $2000--3000.


Альтернативные ниши

Принимая во внимание столь активный рост интереса к TFT-мониторам, невольно напрашивается вопрос об отечественном производстве этих устройств.

Поставщики А-брэндов считают, что отсутствие украинского продукта связано с двумя факторами. Первый -- это уникальный дизайн каждой линейки, требующий весьма серьезных инвестиций. По оценке Владимира Ковальского, менеджера отдела мониторов и компьютерных комплектующих Philips, немногие отечественные компании в состоянии обеспечить такой уровень продаж, который окупит эти вложения. Даже для создания OEM-продукта компания должна разместить достаточно большой заказ, который производителю будет выгодно выполнять.

Отчасти первая проблема вытекает из второй. Юрий Ремейко, старший помощник менеджера представительства Sony Overseas S.A., считает, что время сверхприбылей от продажи TFT-мониторов закончится так же быстро, как и началось. По данным GfK Marketing Service, за 2001 г. европейский рынок ЖК-мониторов вырос более чем на 200% в "штучном" и только на 118% в финансовом выражении. При таких темпах ценовой эрозии отечественное производство, едва развернувшись, моментально попадет в весьма жесткие рамки рентабельности. В отличие от Украины, существование российских марок, в частности RoverScan, связано прежде всего с ранним стартом и временным преимуществом для проведения маркетинговых кампаний и необходимых технических доработок. Однако, несмотря ни на что, ряд местных производителей IT-оборудования, например "Квазар-Микро", не исключают активного продвижения уже в следующем году отечественных ЖК-мониторов.

В зачаточном состоянии находится и рынок вторичных продаж. Пока реализация дисплеев, бывших в употреблении, носит случайный характер, поэтому не мешает продвижению новых продуктов. Однако уже в ближайшие два года на местном рынке могут появиться первые результаты модернизации компьютерного парка зарубежных компаний в виде подержанных ЖК-мониторов. Так что пока отсутствие вторичного рынка -- явление скорее временное, связанное с относительной молодостью устройств.


Стайеры и спринтеры

"Тонкий" рынок без среднего сегмента
По общему мнению поставщиков, около 80--90% рынка TFT-мониторов делят между собой Samsung, LG и Sony, причем доля первой составляет примерно 45--50%. Владимир Болотников, менеджер по маркетингу IT-продукции представительства Samsung, связывает успех компании с разумной ценовой политикой наряду с активной маркетинговой поддержкой. Сегодня около 85% продаж Samsung приходится на мониторы уровня mainstream и только 15% -- на начальный класс.

Во всех сегментах наиболее жесткую конкуренцию Samsung по-прежнему составляет LG. Как сообщил Евгений Легкоступ, если до недавнего времени корпорация активно продвигала в Украине ЭЛТ-линейку, то уже с ноября этого года основные маркетинговые мероприятия LG посвящены TFT, в частности новым моделям, которые были недавно анонсированы.

Если LG и Samsung ориентируются на создание оптимальных продуктов по соотношению цена/качество, то Sony -- один из немногих производителей, для которого стоимостный фактор не является основополагающим. Из-за этого мониторы Sony не позиционируются в категории начального уровня, но лидируют по продажам среди TFT-дисплеев с диагональю 18" и более.

Оценить рыночные доли других брэндов, таких, как ViewSonic, NEC-Mitsubishi, CTX, Acer, BenQ, Scott, Fujitsu Siemens, AOC, весьма трудно. Многие из них либо нацелены на весьма узкие профессиональные или потребительские сегменты, либо пока не завоевали популярности из-за слабой маркетинговой поддержки брэнда. Однако ряд торговых марок за полтора-два года стал достаточно узнаваемым. В частности, по оценкам Александра Тена, TFT-мониторы Hansol, которые до мая 2001 г. не импортировались в Украину, сегодня занимают долю 3% в общем объеме продаж TFT-мониторов.


Дешевле! Еще дешевле!

Развитие рынка в ближайшие годы будут определять несколько факторов, главным из которых является стоимость. Заводы для производства ЖК-матриц 6-го поколения (6G) позволят снизить стоимость этого самого дорогого компонента TFT-монитора примерно в два раза, что, однако, не означает столь же стремительного удешевления конечного продукта. Кроме того, планы корейских корпораций по строительству новых фабрик заставили их конкурентов снизить цены на уже выпускаемое поколение дисплеев. В итоге уже в начале 2003 г., по мнению Александра Грабовецкого, розничная стоимость ЖК-мониторов упадет еще примерно на 30--40%. При высокой чувствительности рынка к цене ориентировочно на столько же увеличится объем продаж этих устройств в Украине к первой половине 2003 г.

Даже на фоне общего удешевления ожесточенная ценовая борьба между вендорами и поставщиками приведет к еще большему росту спроса, новому снижению стоимости и так далее по кругу. В результате, по мнению и производителей, и местных поставщиков, к концу 2003 г. стоимость 15-дюймовых устройств начального класса может упасть до $200, а объем проданных TFT-дисплеев --вырасти до 120--130 тыс. шт.

Спрос на ЖК-мониторы стимулирует еще одна тенденция. В следующем году ряд крупных производителей планируют прекратить выпуск 15" моделей ЭЛТ -- многим уже невыгодно их продавать. Таким образом, низшим пределом диагонали для дисплеев этого типа станет 17", что наряду с упавшей к тому времени стоимостью 15-дюймовых ЖК-мониторов еще больше обострит проблему выбора между ними.

В качестве технологических тенденций стоит отметить стремление производителей выпускать многофункциональные устройства, которые смогут работать не только в паре с компьютером, но и с приставками для чтения флэш-карт. Одну из первых разработок такого рода, по словам Сергея Красношапки, уже представила BenQ.

По всей видимости, в ближайшее время технические характеристики матриц не сделают мониторы популярным решением для специальных приложений, в частности дизайна. Недостаточный уровень контрастности, фиксированное разрешение и прочие особенности ЖК-панелей пока не позволяют заменить ими профессиональные ЭЛТ-мониторы. Тем не менее сегодня TFT-дисплей для дизайнеров можно увидеть в качестве компонента нового поколения Apple iMac, а не так давно первую разработку представила LaCie.

Общий рост мощностей производственных баз, выпускающих матрицы, обусловил появление ниши широкоформатных ЖК-телевизоров с диагональю 22--42", рассчитанных на домашние кинотеатры класса Hi-Fi. Пока неизвестно, насколько востребованным будет этот продукт, однако своеобразная "гигантомания" продолжается: фабрика LG.Philips уже выпустила прототип 52-дюймовой ЖК-панели, которую планирует запустить в серийное производство во второй половине 2003 г.