Теория относительности Open Source

4 август, 2011 - 14:30Игорь Дериев

Насколько открыты открытые (Open Source) проекты? Вопрос может показаться бессмысленным, если не вникать в его суть. А отчет британской аналитической компании VisionMobile демонстрирует, что в этой области есть над чем поразмыслить.

Многие, наверное, помнят прошлогоднюю полемику вокруг трактовки Джобсом понятия открытости платформы. Конечно, он тогда явно передергивал, но почва для подобных манипуляций действительно имеется – в мире Open Source достаточно нюансов и противоречий, и кроются они вовсе не только в специфических деталях лицензий. Ведь сама по себе открытость исходных кодов может мало что значить, особенно, когда речь идет о масштабных проектах, порожденных крупными компаниями с только им известными целями.

Аналитики VisionMobile попробовали взглянуть на открытость проектов под новым углом – с точки зрения вовлеченности разработчиков в процесс управления, причастности к принятию стратегических решений, т.е. всего того, что умещается в емкий термин Governance. Более конкретно, они выделили тринадцать метрик в таких четырех областях как доступность (кодов, поддержки, дорожных карт и пр.), разработка (влияние на развитие проекта), распространение (порожденных проектов, с точки зрения возможных ограничений из-за брендирования, необходимых сертификаций и пр.), сообщество (равенство участников, отсутствие дискриминации разработчиков). И рассчитав их для нескольких известных проектов получили следующую любопытную картину:

Теория относительности Open Source

Чемпионом оказался Eclipse, а положение Android нельзя назвать иначе как парадоксальным. И аналитики даже попытались найти объяснение данному феномену. По их мнению, дело в том, что успех Android обусловлен вовсе не его Open Source природой, а многомиллионными вложениями Google, и почвой, подготовленной… Apple (через мотивацию конкурирующих производителей смартфонов).

На всякий случай сразу скажу, что исследование VisionMobile частично финансировалось консорциумом webinos, созданным Евросоюзом для продвижения веб-приложений. Полный текст отчета доступен здесь.