"Технологии победы"

27 декабрь, 2007 - 12:43Александр Черников

Таким был девиз прошедшего нынешней осенью очередного, уже четвертого московского международного форума корпорации EMC по технологиям хранения и управления информацией. Открыл его, как всегда, бессменный генеральный менеджер EMC в России и СНГ Люк Брюне.

"Технологии победы"
Люк Брюне прежде всего отметил укрепление роли стран СНГ в бизнесе EMC

Прошел год с момента проведения ILM Forum 2006. Каковы достижения компании и ее планы в регионе СНГ?

В феврале было объявлено о намерении корпорации инвестировать в данный регион 100 млн долл. В июне начал свою деятельность российский Центр разработки ПО EMC, впервые в Москве побывал президент, генеральный директор и председатель правления EMC Джо Туччи. Открылись три новых офиса, штат сотрудников представительства EMC в России и СНГ вырос до 65 человек, увеличившись вдвое по сравнению с декабрем 2006 г.

В октябре было объявлено о втором этапе инвестиционной программы – подписании соглашения о покупке группы компаний «Документум Сервисиз». На нынешнем форуме EMC традиционно собрались более 1 тыс. клиентов, партнеров и представителей СМИ.

Финансовые итоги деятельности корпорации таковы. За первое полугодие рост объема бизнеса EMC в России и СНГ составил 25%. Лучшие результаты зафиксированы по продуктам для управления корпоративным контентом (EMC Documentum) – в отдельных регионах достигнуто четырехкратное превышение прошлогодних показателей, а по продажам сервисных услуг – даже 15-кратное. Кроме того, на 50% увеличилась реализация систем хранения среднего уровня (EMC CLARiiON).

По отраслям экономики наибольший рост бизнеса зафиксирован в топливно-энергетическом комплексе, на предприятиях розничной торговли, в государственном секторе, непрерывном производстве.

"Технологии победы"
О финансовом здоровье EMC говорит не только тот факт, что за последний год стоимость ее акций выросла чуть ли не вдвое, существенно опередив индексы, рассчитываемые по 500 крупнейшим фирмам мира, но и ее кампания по выкупу акций у инвесторов, на что уже потрачено более миллиарда долларов. (Здесь и далее использованы графики и диаграммы из презентаций форума)

Учитывая, что EMC активно развивает бизнес в регионе СНГ уже более пяти лет, можно говорить об определенной эволюции ее проектов, во многом определяющейся быстрым развитием местных клиентов. Сегодня EMC смещает акценты с поставки продуктов на внедрение решений и расширяет географию проектов. Заказчики все чаще используют ПО корпорации для управления бизнес-процессами своих организаций и привлекают ее консультантов к разработке IT-стратегий. Наконец, EMC активно развивает технологические альянсы, интегрируя с целью расширения взаимных функциональных возможностей свои продукты и решения с продуктами и решениями технологических партнеров.

К наиболее характерным примерам проектов EMC, выполненным в последнее время, можно отнести внедрение 1 тыс. рабочих мест на 10 российских АЭС концерна «Росэнергоатом» (архив документов, система управления организационно-распорядительной, нормативной и технической документацией, электронный документооборот по внутрихозяйственным расчетам); 3 тыс. рабочих мест в Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы России (комплексная организация документооборота в компании, ее дочерних и зависимых структурах); проекты в казахстанском «Альянс Банке» (хранение и защита информации, обеспечение непрерывности бизнес-процессов); ОАО «Уралсвязьинформ» (2 тыс. рабочих мест, автоматизация внутреннего документооборота генеральной дирекции и всех филиалов); Администрации Пермского края (1 тыс. рабочих мест, автоматизация управления организационно-распорядительными документами); страховой группе «СОГАЗ» (500 рабочих мест, управление документацией и процессом согласования договоров). Таким образом, EMC успешно сотрудничает с компаниями самых разных отраслей и секторов экономики региона СНГ.

Большое значение уделяется формированию в организациях заказчиков эффективной информационной стратегии, исходя из того, что информация сегодня становится важнейшим их активом, и обращаться с ней нужно надлежащим образом. Однако управление ею зачастую не соответствует этой роли. Слабое ее использование и дополнительные расходы на управление приводят к неоправданным затратам, неизвестные риски обусловливают потерю информации и случаи неавторизованного доступа в систему. В результате имеющиеся данные используются неэффективно, и потенциальные выгоды не реализуются. Вывод очевиден: необходимо последовательно внедрять единую службу управления информацией, которая в состоянии обеспечить ее качественное хранение, защиту, оптимизацию и использование.

"Технологии победы"
Исходя из показателей за три квартала 2007 г., темпы роста объема бизнеса EMC в регионе СНГ сохранятся примерно на прежнем уровне. Однако экспоненциальное увеличение численности штата свидетельствует о том, что планы корпорации остаются весьма амбициозными

EMC предлагает клиентам целый спектр вариантов взаимодействия в рамках создания информационной инфраструктуры. В стратегическом отношении это может быть управление жизненным циклом информации, построение grid-сетей и обеспечение виртуализации ресурсов, а также подготовка к переходу на сервис-ориентированную архитектуру (SOA). Примерами тактического сотрудничества с EMC являются менее глобальные проекты, такие, как оптимизация резервного копирования, консолидация серверов и хранилищ данных, обеспечение аварийного восстановления и непрерывности ведения бизнеса, оптимизация электронной почты и корпоративных приложений, управление уровнями обслуживания и услугами и т.д.

Более подробно о новых технологиях EMC и решениях для организации различных отраслей экономики рассказывалось в многочисленных докладах на параллельно проходивших сессиях форума.

Стратегия EMC

"Технологии победы"
Потенциальный рынок для EMC в 2007 г. составил более 60 млрд долл., его объем, согласно прогнозам, к 2011 г. увеличится до 80 млрд (столбцы), опередив рост IT-рынка в целом (нижняя линия), хотя и ожидается замедление ежегодного роста ее доходов (верхняя линия)

Майк Файнберг, старший вице-президент, отвечающий за департамент EMC по технологическим разработкам, темой своей презентации избрал стратегию и направление развития корпорации, основанной в 1979 г. А начал он с того, что привел некоторые цифры и факты, характеризующие текущее состояние ее бизнеса. Так, согласно планам, доход в 2007 г. должен превысить 12,7 млрд долл. при рыночной капитализации около 48 млрд и наличии свободных средств для инвестиций на уровне 6 млрд. При этом вложения в исследования и разработку приближаются к 1,5 млрд. Штат по всему миру нынешним летом насчитывал 33 тыс. человек, в том числе 12 тыс. – вне США, а представительства имелись в 85 странах мира.

Будущее EMC выглядит довольно безоблачно, если учесть, что, согласно прогнозу IDC, мировой объем накопленных данных уже через три года составит 1 зетабайт (1000 млрд ГБ) при 60%-ном ежегодном росте. Например, YouTube уже оперирует 100 млн видеопотоков в день. Более 1 млрд песен доступно и передается по каналам Интернет. К 2010 г. в мире будет создано 2 млрд ящиков электронной почты, а количество фотографий, сделанных мобильными телефонами, достигнет 500 млрд (сегодня их уже более 100 млрд).

Свою миссию EMC определяет следующим образом: «Обеспечить безопасный, легкий и быстрый доступ к информации в любое время в любом месте». В информационной инфраструктуре корпорации сегодня 44% занимает аппаратное обеспечение, 40% – ПО и 16% – услуги по планированию, построению и поддержке решений, а также управлению ими на площадке заказчика.

Согласно опросам IT-директоров, проведенных Goldman Sachs и Bernstein Research, их приоритеты по распределению IT-бюджетов в 2007 г. были такими. Больше всего средств CIO намеревались потратить на виртуализацию (EMC предлагает в данной области продукты и решения VMware + Rainfinity + Invista). Далее следуют хранение данных (аппаратное и программное обеспечение EMC), безопасность (RSA), энергосбережение/эффективность ЦОД (VMware, хранилища EMC), VoIP (Smarts), Enterprise 2.0 / SOA (VMware/Smarts/Documentum) и SaaS.

"Технологии победы"
Прогноз роста IT-бюджетов по регионам в 2006–2008 гг. Даже на фоне активизации интереса к информационным технологиям Китая и стран Латинской Америки показатели региона СНГ выглядят весьма оптимистично (IDC)

Планы EMC в России можно без преувеличения назвать амбициозными. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге работают более 200 сотрудников, включая программистов и офис продаж. Начал функционировать Центр исследований и разработки ПО. До конца года планируется увеличение штата до 250 человек. Рост объема бизнеса по сравнению с 2006 г. должен составить 25%, прежде всего в розничной торговле, государственном секторе и ТЭК. Основной фокус – управление корпоративным контентом, архивирование, ПО для хранения информации. Всего в регион СНГ в течение ближайших четырех лет предполагается инвестировать свыше 100 млн долл.

В результате рост и распределение IT-бюджетов к 2011 г., по оценкам IDC, здесь будут следующими. Наибольшее годовое увеличение доходов ожидается в области IT-услуг (профессиональных сервисов) – около 25%, реализация ПО станет больше в среднем на 20–22%, а аппаратных средств – на 10–11% в год. Среднее значение по всем трем направлениям – 15–16%, и это очень неплохие показатели относительно глобального уровня. Прогноз по рынку систем хранения данных: увеличение суммарного IT-бюджета клиентов с 250 млн долл. в 2006 г. до 670 в 2011 г., с ежегодным ростом 18–24%.

"Технологии победы"
Рост адресуемого рынка по сегментам. Особенно велик он в области виртуализации серверов и решений по безопасности, но все же более трети доходов EMC будет пока получать от продаж систем хранения данных

Партнерская сеть EMC в СНГ достаточно обширна. Она охватывает универсальных и фокусных дистрибьюторов, прямых партнеров и работающих с корпорацией организаций второго уровня, локального OEM- и технологических партнеров – всего более 80 компаний.

Основные направления стратегии EMC в России и СНГ – развитие рынка информационных инфраструктур, расширение партнерской сети, инвестиции в исследования и разработку и, согласно утверждениям корпорации, лучший на рынке портфель решений для построения и обслуживания современных информационных инфраструктур.

Статус лидера EMC помогают удерживать ее постоянные инвестиции в разработку и исследования, которые в 2005 г. составляли около 1 млрд долл., увеличились до 1,25 млрд в 2006 г. и должны быть на уровне 1,4 млрд в текущем. В результате она лидирует на глобальном рынке в областях External Storage, External RAID, Networked Storage, Open SAN, NAS, Total Storage Software, Storage Management SW, Storage Infrastructure SW, Replication Software и Device Management SW.

По объему бизнеса (состоянием на 2006 г.) с 4,273 млрд долл. ЕМС занимает шестое место в десятке глобальных компаний – крупнейших поставщиков ПО (согласно данным аналитической компании Thomson First Call). Вне конкуренции здесь Microsoft с 46 млрд долл. дохода, за ней идут IBM, Oracle и SAP (12–18 млрд). EMC находится в третьей группе вместе с Symantec и Computer Associates (3–5 млрд), а замыкают десятку BMC Software, HP и Compuware (1,2–1,6 млрд).

Отдельно следует остановиться на том, почему ЕМС приобретает «Документум Сервисиз». Эта покупка существенно расширит глобальное присутствие корпорации и возможность предоставления профессиональных услуг, учитывая проведенную локализацию и накопленный языковый опыт в России и СНГ. «Документум Сервисиз» – партнер, а также эксклюзивный дистрибьютор и поставщик сервисных услуг по линейке продукции EMC Documentum и ЕМС Captiva в России и СНГ. Эта компания основана в 2000 г., имеет на сегодня более 80 клиентов и около 40 партнеров. Ее головной офис расположен в Москве, офисы – в Санкт-Петербурге, Киеве и Алматы.

И в заключение о международном подходе EMC к ведению бизнеса. Здесь выделяются три направления.

"Технологии победы"
Детализированная структура объемов продаж внешних систем хранения данных. Примерно 46% рынка к 2011 г. составят системы, подключаемые по IP – из-за быстрого роста NAS и iSCSI, а системы хранения среднего уровня будут занимать на нем до 75%

Ускорение международного роста обусловлено стремлением развивать бизнес вне США активнее, чем на американском рынке, инвестициями и внимательным отношениям к потребностям клиентов во всех странах мира.

Противодействие глобальным конкурентам обеспечивают инновационный подход, развитие отношений с лучшими партнерами по всему миру и использование международных возможностей.

Наконец, соответствие на локальном уровне достигается приемом на работу наиболее ярких и талантливых людей в регионе, обеспечением лучшей в своем классе локализации продуктов, а также развитием отношений с государственными и образовательными структурами.