`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Гадомский

Tax as a Service (TaaS) или когда, наконец, парламент начнет писать код вместо законов?

+33
голоса

Что такое закон, если уж совсем по-простому? Это набор инструкций и правил поведения. Исполнение этих инструкций гарантировано предпоследней оставшейся у государства монополией – монополией на применение силы (последняя – печатать деньги – сейчас тоже под ударом).

Tax as a Service (TaaS) или когда, наконец, парламент начнет писать код вместо законов?

А теперь представьте, что эти инструкции «зашиты» не в бесконечную простыню текста на сайте, а в облачный сервис. Вы просто регистрируетесь как пользователь налогового сервиса (или прикручиваете его к своей ERP-системе через публичный API), и налоги автоматически списываются с вашего счета. Какая разница, платите ли вы за SAP в компании для 10 человек или за пользование государственными сервисами? Согласились с правилами пользования и радостно потребляете качественные государственные услуги.

Что произойдет в таком случае: эффективность действия закона увеличивается, а государственная монополия на применение силы сублимирует в какие-нибудь новые компетенции, Ruby on rails, например.

Вы, возможно, знаете, что в американской конституции около семи тысяч слов. Начиная с 1804 и по 1865 гг. в нее не было внесено ни одного изменения. Еще раз: за 60 лет в конституцию не внесли ни единой поправки. Напомню, что нашей конституции без малого 20 лет, но почти каждый новый состав парламента находил в ней пробелы и недосказанности. Кстати, в конституции Украины 16 тыс. слов; в нее уже трижды вносились изменения.

Советское прошлое, видимо, рисует у кого-то в голове прямую зависимость между количеством слов и качеством текста. Помню, как на одной из конференций по налогообложению бизнес-омбудсмен Грузии чуть не умер со смеху. Преподаватель налоговой академии презентовал ему двухтомный комментарий к налоговому кодексу: «У вас комментарий вдвое толще, чем кодекс» – искренне хохотал грузинский чиновник.

Я не зря упомянул налоговый кодекс. За прошедшие пять лет в него было внесено 96 изменений. Причем, первый пакет обновлений вышел уже через месяц после принятия (Кодекс принят 02.10, а изменения внесены уже 23.12). Почти 100 апдейтов за пять лет – это где-то по два в месяц. А вы, наверное, наивно думали, что двухнедельные спринты только у ИТ-компаний?

Но теперь посмотрим глубже. Сразу же после принятия изменений в кодекс софт, вроде M.E.Doc, модули для 1С ну, и годовые бюджеты, в авральном режиме допиливаются. Получается, что сначала появляются какие-то инструкции, а потом к ним пишется софт. Так не работает. Не логичней ли написать работающий софт и уже потом сделать к нему инструкции?

Вот сейчас есть несколько проектов налогового кодекса. В основном, все знают, что их два, но мудрые люди говорят, есть еще третий. Юристы обсуждают редакцию Кабинета министров: какую же эффективную ставку налога вынужден будет платить ФЛП на 3-й группе. Из текста закона это неясно. Понимаете, из закона неясно. Точнее ясно, но всем по-разному. Но я не хочу вникать. Я хочу просто знать цифру.

Так почему бы парламенту сразу не заняться написанием кода вместо этих лишних итераций? Ведь куда удобней получить перед Новым годом пакет обновлений с новой формой налоговой декларации вместо того, чтобы дрожащими руками выискивать новые ставки и коэффициенты в кодексе.

Приведу еще один аргумент в пользу превращения парламента в технологическую компанию. Возьмем любой абзац из налогового кодекса. Например, вот этот:

«Для отримання права на зарахування податків та зборів, сплачених за межами України, платник зобов'язаний отримати від державного органу країни, де отримується такий дохід (прибуток), уповноваженого справляти такий податок, довідку про суму сплаченого податку та збору, а також про базу та/або об'єкт оподаткування»

Каждый ли рубист сможет объяснить суть этого пункта своему ребенку? Этот слог привычен для юриста. Но для нормального человека конструкция двойного деепричастного оборота «заходит» не с первого раза. Это как если бы я прочел какой-нибудь вот такой текст:

«<%= form_for @result do |f|%>
<%= f.label :number, 'Number'%>:
<%= f.text_field :number%>
<%= submit_tag 'Submit'%>
<%end%>
<%=@result%>»

Рубист этот текст поймет. Я – нет.

Я думаю, со мной мало кто возьмется спорить о кристальной ясности текстов украинских нормативных актов. Уровень их ясности очевиден. Тексты любого нормативного акта перемалываются между скрипучими жерновами совковой бюрократии и лоббизма. В результате получается текст, смысл которого одинаково не ясен всем стейкхолдерам, включая государственный орган, его принявший. На языке программистов это называется «говнокод».

Неблагодарное это дело – предвидеть будущее. С другой стороны, если в горную реку бросить огромный булыжник, он, наверняка, со временем будет становиться все более гладким. Наверное, через несколько сот лет вода сточит его в песок. То, как принимаются и как исполняются нормативные акты в Украине, дает мне невиданную до этого момента уверенность в моей правоте: скоро, вот, увидите, очень скоро, парламент не будет принимать законы, а будет делать софт с открытым кодом. А 450 депутатов парламента превратятся в 100 инженеров и программистов, которые поделятся на scrum-команды и вместо монитора в зале ВРУ повесят канбан-доску. Они все также будут говорить малопонятные вещи, но мы все проникнемся уважением к этому зеленому комьюнити людей, делающих непонятные, но такие полезные вещи.

Ну, а теперь слазим с розового единорога. Нам предстоит читать налоговый кодекс в новогоднюю ночь с 31 на 1 и думать: сколько же, черт возьми, нужно платить за пользование государственными услугами в 2016 г., и есть ли страны с более качественными сервисами за эти же деньги?

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Боюсь, всё еще хуже, и "#@##@код" это слишком мягко сказано. Тот код, он хоть запускается. Если более приближенно к нашим терминам, то там разные куски на разных языках вперемешку, не стыкуется ни по синтаксису, ни по интерфейсам вызова. Одинаковые константы имеют разные значения в отдельных объектах.
В общем, в программистском пониманиии, оно принципиально не рабочее.
P.S. Доску надо вешать в Минфине.
P.P.S. А Парламентарии это 450 заказчиков, которые выдвигают требованмя, а ТЗ не читают даже после его утверждения...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT