Там точка ком

29 январь, 2003 - 00:00Александр Москалюк Успех EverQuest в области онлайновых компьютерных игр привлекает все большее внимание со стороны индустрии, и причиной тому -- появление новых стартапов. По оценкам профессора Университета штата Калифорния Эдварда Кастроновы (Edward Castronova), к 2004 г. виртуальные миры принесут ежегодный оборот в размере 1,5 млрд. реальных долларов, а уже сегодня средний доход на душу населения в государстве EverQuest, расположенном на 40 серверах в северной Калифорнии, превышает аналогичные показатели Российской Федерации и Болгарии.

Харви трудно назвать новичком в мире программного бизнеса. Во время своей учебы, а затем и аспирантуры в Стэнфордском университете он основал компанию Rocket Science Games. После продажи игровой фирмы выпускник Стэнфорда решил заняться проблемами сетевой коммуникации -- в результате чего родилась Sandcastle, оптимизирующая сетевой трафик при удаленных коммуникациях во избежание длительных пауз в общении. Sandcastle была продана Adobe Systems, где Харви предложили должность управляющего отделом, занимающимся разработкой таких известных продуктов, как Premiere и AfterEffects.

Но он выбрал другой путь: после 4 лет работы и 17 млн. долл. инвестиций на свет появился виртуальный мир There. com. Сейчас разработка находится на стадии бета-версии, однако выход официального продукта намечен на III квартал этого года. Основное отличие мира There.com от других виртуальных мест времяпрепровождения -- отсутствие какой-либо цели. Именно так объясняет идею проекта сам создатель: если в EverQuest или Sims Online требуется достижение результатов и ставятся определенные задания, то в There.com пользователи "приходят" пообщаться на излюбленные темы, побродить по экзотическим виртуальным мирам, приобрести новых друзей и просто пожить.

Участники online-сообщества получат возможность выбрать аватар, а те, кто дружит с графическим редактором или 3D-конструктором, -- создать собственный виртуальный образ. При общении с другими пользователями произнесенные фразы предстанут в виде пузырей, подобно тому, как это делается в комиксах. Также разработчики There. com приглашают в путешествие по придуманным ими мирам. Уже сегодня бета-пользователи могут посетить тропический остров Тики, темный лес с растущими кристаллами Тайр, равнинную местность с прекрасными, согласно уверениям компании, пейзажами Сая и знакомый жителям этой планеты виртуальный Египет, где имеются в наличии все известные атрибуты древней цивилизации.

Гордостью программного отдела There. com является алгоритм "дистрибутивных законов физики", в соответствии с которым объекты, внесенные в виртуальное пространство его пользователями, точно так же подчиняются законам гравитации и притяжения тел. В ближайшее время компания обещает выпустить API для программистов на C++, что позволит независимым разработчикам создавать свои объекты или целые миры, совместимые с There.com.

Те, кто подключаются к виртуальному миру через широкополосное соединение, получают дополнительные возможности: голосовой чат, доступ к аудио- и видеофайлам других персонажей. Отдел маркетинга There.com описывает данную функциональность виртуального мира как "возможность слушать музыку и смотреть фильмы вместе с друзьями", однако сегодня пока еще неизвестно, как на подобный шаг прореагируют кинопроизводители и звукозаписывающие компании, традиционно не одобряющие подобные порывы.

Бизнес-модель компании предусматривает платный доступ к миру There. com и использование в его пределах собственной валюты. Приблизительно за $10 в месяц пользователи получат определенную сумму местной денежной единицы Therebucks и потратят на все прелести виртуального мира. Дополнительные "баксы" при необходимости можно будет купить за все те же доллары США. Кроме того, желающие смогут приобрести виртуальных животных и средства передвижения. Сегодняшний курс "местной валюты" составляет 1800 единиц за доллар США.

Виртуальные миры также предполагается продавать. Программные разработки с довольно точной имитацией реального мира, возможно, будут популярны среди создателей и потребителей различных симуляторов, составителей карт для путешественников, международных организаций. Кроме этого, с помощью виртуальных миров There. com планирует передавать своим пользователям и рекламные сообщения, адаптированные под трехмерный мир. Скажем, фирмы по производству и продаже одежды смогут открыть в виртуальном пространстве собственные магазины, а пользователи, создавшие аватаров со своими реальными пропорциями, -- примерить там одежду и обувь. Причем приобретать в таких магазинах можно будет как виртуальную (пригодную для использования в There.com), так и настоящую (доставляемую по почте) одежду.

Немало внимания Харви уделяет и проблемам продвижения online-сообщества в реальном мире. По его мнению, отсутствие правил игры и необходимости сражаться за призы приведет в There.com представительниц слабого пола.

Сотрудники There.com утверждают, что один из основных плюсов именно их виртуальных миров -- наличие относительно низких (как для современного игрового ПО) системных требований, что увеличивает базу потенциальных клиентов. Сегодня для присоединения к числу бета-пользователей проекта требуется процессор с тактовой частотой как минимум 800 MHz, не менее 256 MB RAM и около полугигабайта пространства на жестком диске.

Генеральным директором компании стал Том Мельчер (Tom Melcher), человек в Internet-бизнесе довольно известный. Мельчер управлял одним из крупнейших (в свое время) Internet-порталов Snap.com, который в свое время удачно продал за внушительную сумму телекомпании NBC (ныне -- объединенная корпорация MSNBC). С 1997 г. Мельчер был корпоративным вице-президентом технологического сайта CNet.com.

В первом раунде венчурного финансирования There.com удалось собрать 33 млн. долл., причем главными инвесторами, кроме фонда Sutter Hill Ventures, стали основатели и руководители компании. "Звездными" инвесторами также можно назвать Трипа Хокинса (Trip Hawkins), создателя Electronic Arts и 3DO, Кевина Райана (Kevin Ryan), генерального директора DoubleClick, а также Хелси Майнора (Halsey Minor), основателя CNet Networks. Всего в компании работает около 80 человек. Стать одним из бета-тестеров до официального запуска проекта можно на сайте survey.prod.there.com/xform?app=/qs/qs1. Официальным языком виртуального мира назван английский, причем использовать другие языки в ближайшее время разработчики не планируют.