Так в чем же разница между умом человека и «умом компьютера»?

7 март, 2014 - 18:35Леонід Бараш

Как показывает новое исследование, полагать, что 798 – нечетное число, является характерным для человеческого познания.

Общее предположение в когнитивных науках заключается в том, что мышление состоит из последовательных наборов правил (как это происходит в компьютере). Недавнее исследование утверждает, что в отличие от цифровых вычислительных машин, которые разработаны, чтобы следовать правилам, расчеты, выполняемые нейронными сетями, которые образуют наш мозг, по своей природе зависят от контекста.

Люди иногда делают, казалось бы, странные ошибки, например, думают, что 798 является нечетным числом, несмотря на то, что знают, как определить четные и нечетные числа. Ошибки, подобные этой, могут расцениваться как невнимательность. Эксперименты, описанные в статье, предлагали волонтерам классифицировать числа, фигуры и людей по простым категориям, таким как четность, треугольники и пожилые люди. Они представили исчерпывающие доказательства того, что такие ошибки являются, на самом деле, характерными для человеческого познания и происходят гораздо чаще, чем люди воображают. Ошибки, сделанные в различных экспериментах, были совершены взрослыми разными по возрасту и уровню формального образования и наблюдались как у американских, так и у индейских участников.

Автор статьи, Гэри Люпян (Gary Lupyan), доцент кафедры психологии Висконсинского университет, США, утверждает, что причиной, по которой люди полагают, что 798 – нечетное число, является то, что даже если они знают, что только последняя цифра имеет значение, они не могут удержаться и также обрабатывают другие цифры, которые в данном случае нечетные. Это делает все число 798 кажущимся "почти" нечетным, а для некоторых людей на самом деле нечетным. Такая ступенчатость и контекстная зависимость показывает, насколько трудно для некоторых людей следовать строгим правилам и определениям.

«Эта чувствительность к входным данным имеет решающее значение для получения огромной поведенческой гибкости, которая имеется у людей, но может обеспечиваться за счет способности выполнять определенные виды формальных вычислений. В более широком смысле, результаты говорят нам, что метафора мозга как цифрового компьютера под управлением формальных алгоритмов, является серьезным заблуждением», - объяснил доц. Люпян.

Вопрос, почему люди делают систематические ошибки на таких, казалось бы, простых задачах, также весьма актуален для образования. Педагоги в течение длительного времени не были заинтересованными в понимании, почему дети делают некоторые ошибки, фокусируясь только на приведение их к правильному ответу. Однако, хотя некоторые ошибки, возможно, отражают путаницу или невнимательность, определенный класс ошибок, на самом деле, имеет гораздо более глубокий источник и говорит нам что-то существенное о человеческом мозге.

«Хотя следование простым правилам оказалось на удивление трудным, некоторые люди преуспевают в этом, и как общество, мы изобрели устройства, которые способны к молниеносным и совершенно точным формальным вычислениям (это то, для чего, в конце концов, были сделаны компьютеры). Таким образом, реальный вопрос с которым мы остались, не тот, почему люди иногда ошибочно думают, что 798 - нечетное число, а тот, как люди преодолевают ограничения, которые являются присущими для нейронных процессов обработки информации», - заключает доц. Люпян.