Sun: миллиардная ставка на Open Source

6 март, 2008 - 12:56Георгий Бадуев

В середине января Sun Microsystems объявила о покупке за 1 млрд долл. шведского разработчика СУБД с открытым кодом MySQL. А на прошлой неделе компания сообщила и о поглощении частной немецкой фирмы Innotek, создателя VirtualBox, ПО Open Source для виртуализации. Как всегда в подобных случаях, эксперты и аналитики задаются вопросом – что стоит за этими событиями?

Sun миллиардная ставка на Open Source
Традиционное рукопожатие. Джонатан Шварц (справа) добился того, что Sun становится крупнейшим игроком на рынке Open Source. Амбиции Мартина Микоса будут удовлетворены настолько, насколько он сумеет потеснить в Web СУБД других разработчиков мирового класса

Соглашение Sun и MySQL стало самой крупной сделкой за всю историю развития ПО Open Source. Согласно договоренностям приобретенная фирма войдет в состав Sun, однако будет существовать как отдельное подразделение, продолжающее развивать и распространять свои продукты на условиях, характерных для программного обеспечения с открытым кодом.

Необходимо отметить, что Sun и ранее много делала для Open Source, например распределяя инструментальные средства с открытым кодом NetBeans, открыв исходники Java и продвигая OpenSolaris наряду с офисным пакетом StarOffice и виртуализационным ПО Open xVM. Теперь же компания становится крупнейшим игроком в области Open Source.

С данным приобретением Sun Microsystems получает важную часть весьма популярного ныне инфраструктурного набора ПО LAMP – Linux, Apache, MySQL, Perl/Python/PHP. При этом СУБД MySQL, как одна из главных составляющих LAMP, для многих корпоративных клиентов уже стала стандартом де-факто, получив широкое распространение во всем мире – на сегодня с сайта компании выгружено более 11 млн копий продукта.

Однако ступив на территорию разработчиков СУБД, Sun рискует получить в качестве первейшего врага своего бывшего лучшего партнера – Oracle, которая много лет доминирует на 15-миллиардном рынке систем управления базами данных. Войдя в созвездие Sun, MySQL, в свою очередь, получает совершенно иной масштаб глобального присутствия и возможностей инвестирования для развития. Это фактически выводит ее продукт в другой класс, «высшую лигу» игроков на мировом рынке СУБД. Аналитики отмечают, что с технологической стороны компании очень хорошо подходят друг другу, поскольку обе ориентируются на Web.

Со своей стороны президент MySQL Мартин Микос (Marten Mickos) неоднократно отрицал, что цель его компании состоит в том, чтобы потеснить СУБД класса hi-end, такие как Oracle. Это высказывание не подлежит сомнению и не может быть объектом для домыслов и спекуляций: для тех клиентов, которым необходимы наиболее продвинутые возможности СУБД Oracle, не подойдет никакой другой продукт. В чем действительно можно заподозрить Микоса, так это в ложной скромности, поскольку в нижнем рыночном сегменте MySQL уже стала настоящей пандемией, и она продолжает распространяться вверх, постепенно захватывая владения, которые ранее безраздельно принадлежали Microsoft. Поддержка Sun только ускорит этот процесс. Пока нет примеров того, что MySQL заменяет высокоуровневые продукты от Microsoft, IBM или Oracle – например, используется для построения терабайтовых хранилищ данных или BI-репозиториев. Объектом, где MySQL в первую очередь может проявить себя, скорее станет Веб. Учитывая традиционные устремления Sun в сторону Java, можно ожидать попыток замены LAMP-серверов на LAMJ-решения.

Потраченный миллиард, безусловно, вызывает немалое раздражение всей индустрии ПО, но особенно – Oracle, поскольку Sun становится конкурентом в области корпоративных прикладных платформ. ОС последней вкупе с MySQL, расширяющими ее возможности технологиями Innobase и собственными серверами представляют достаточно солидную основу для построения IT-инфраструктуры уровня предприятия, использующей ПО с открытым кодом. По сути, это наиболее значительный пример умелого розыгрыша козырной карты Open Source за всю историю его существования. Здесь, видимо, уместно провести сравнение с событиями 2001 г., когда Red Hat начала экспериментировать с СУБД PostgreSQL, пытаясь вывести на рынок свой вариант. Спустя год, однако, выяснилось, что обслуживание и поддержка СУБД вовсе не так просты, как может показаться, что этим нужно заниматься как отдельным направлением, и проект был, так сказать, «пересмотрен».

Напомним, что и Sun ранее активно участвовала в разработке другой СУБД с открытым кодом – PostgreSQL. По этому поводу глава компании Джонатан Шварц (Jonathan Schwartz) отметил, что Sun продолжит поддерживать это направление, полагая, что наличие двух продуктов позволит занять большую долю на рынке.

Недавно Sun Microsystems объявила и о приобретении Innotek (разработчика VirtualBox). Стоит отметить, что за последний год было загружено более 4 млн копий ПО VirtualBox, способного работать во всех популярных операционных системах – от Windows и Linux до Solaris и Macintosh.

Правда, у Sun в арсенале уже имеется продукт для виртуализации xVM Server. Однако эти системы совершенно разного класса: последняя ориентирована на процессы уровня вычислительных центров, тогда как VirtualBox нацелена на применение в настольных системах, являясь прямым конкурентом VMware Workstation и Parallels Desktop.

Таким образом, в течение месяца Sun Microsystems сделала два весьма крупных приобретения в области ПО, потратив на это более миллиарда долларов (поглощение Innotek обошлось минимум в 150 млн). Возникает резонный вопрос, зачем это нужно компании, которая основные доходы получает от продаж «тяжелого» серверного оборудования?

Начнем с того, что, согласно Gartner, к 2012 г. более 80% коммерческих программных продуктов так или иначе будут использовать разработки Open Source. Уже практически для всех очевидно, что программы с открытым исходным кодом дают возможность пользователям существенно снизить общую стоимость владения, а следовательно, ускорить окупаемость инвестиций в IT. Поэтому стать активным игроком в области ПО с открытым кодом становится важно для любой крупной компании, работающей в индустрии.

Кроме того, все большее значение приобретают услуги. Многие фирмы уже достаточно давно продвигают идею зарабатывания именно на поддержке, однако нельзя сказать, что эта схема уже стала массовой. Тем не менее ситуация довольно быстро меняется, и Sun явно готовится к тому моменту, когда доля от продаж услуг существенно превысит объемы реализации собственно продуктов, будь то аппаратные или программные решения.

Ко всему прочему ПО с открытым доступом позволит Sun создавать специализированные сообщества специалистов, которые, по сути, станут проводниками ее стратегий и инициатив. Джонатан Шварц назвал ПО компании дословно «медиаактивами» (media asset) для создания подобных сообществ. «Эти продукты больше не являются просто программами. Они обладают всеми качествами медийных ресурсов, которые генерируют вокруг себя большие массы людей, в данном случае разработчиков. И нам это дает возможность быть на связи с ними», – особо подчеркнул он.

Во время своей демонстрации он показал слайд, на котором была карта мира, покрытая множеством розовых точек, каждая из которых показывала место, откуда поступил запрос на загрузку ОС Solaris. Как отметил г-н Шварц, очень малая часть из этих пользователей готова была платить за продукт, но многие из них затем покупают соответствующее аппаратное обеспечение для этого ПО. Пусть и со временем, это будет стимулировать продажи компании. «Собственно, одна из главных причин приобретения MySQL и состояла в том, чтобы увеличить количество этих точек на карте еще на 50 тыс. ежедневно», – заявил он.

Впрочем, не все аналитики считают подобный подход целесообразным и жизненно важным для Sun, не усматривая прямой связи роста числа тех, кто загружает бесплатное ПО, и оборота. Один из наблюдателей даже заявил на конференции по финансовым итогам Sun, что не видит явной корреляции также между увеличением базы пользователей ПО компании и ее доходов, поскольку выражающие их линии существенно расходятся. На это Шварц ответил, что без той стратегии, которую использует Sun, все бы вообще увидели на графике не рост, а падение продаж.

В заключение нужно заметить, что принцип бесплатной раздачи чего-либо для привлечения потребителей придуман не сегодня. Используется он и в IT-индустрии, однако, по большому счету, это скорее разовые акции. И еще никто не делал ставку на подобную стратегию.

Принесет ли она Sun успех, покажет время. Пока лишь можно согласиться с тем, что в нынешней непростой обстановке на рынке корпоративных решений, в условиях обостряющейся конкуренции и консолидационных процессов, для выживания бизнеса требуются на самом деле неординарные ходы и решения. Возможно, Джонатан Шварц действительно нашел именно то, что не просто сохранит его компанию на плаву, но и выведет ее на совершенно иной уровень.