Сумеет ли Samsung вернуть AST в число лидеров?

10 июль, 1996 - 14:22КО

Еще два-три года тому назад казалось, что AST Research Inc. вот-вот сделает решающий бросок и войдет в группу лидеров на мировом рынке ПК. Не дожидаясь, пока Compaq, Dell и Apple оправятся от былых неудач, AST приобрела практически за бесценок отделение Tandy Corp. по производству компьютеров и резко рванулась вперед.

Заполучив в свое распоряжение новые производственные мощности и возможность торговать через американскую розничную сеть Radio Shack и Computer City, насчитывающую более 6 500 магазинов, AST надеялась быстро переместиться на самом емком рынке компьютерного оборудования в США с шестого на четвертое место и войти здесь в первую пятерку лидеров. 

Сумеет ли Samsung вернуть AST в число лидеров?



Увы, этим планам так и не суждено было сбыться. Сосредоточив свои усилия на второстепенном, управляющие AST ослабили контроль за развитием основного направления деятельности компании производства ПК, и этого оказалось достаточно, чтобы конкуренты по динамично развивающемуся рынку персональных ЭВМ оставили ее далеко позади. В итоге только за 1-е полугодие 1994 г. убытки компании составили 62 млн. долл., и AST прочно застряла во втором эшелоне компьютерной промышленности США, уступив таким торгующим по почте фирмам, как Dell Computer Corp. и Gateway 2000. Но, что еще хуже, общий объем ее продаж сократился на 5%до 1,1 млрд. долл., тогда как рост оборота остальных компьютерных компаний превысил 10%. Мало чем изменил ситтуацию и 1995 г. Правда, в прошлом AST уже приходилось попадать в трудные ситуации, и она не раз демонстрировала свои бойцовские качества. Но на сей раз 44-летний Кыореши вынужден был пойти на отчаянный шаг. Недостаток финансовых средств заставил управляющего, помимо закрытия двух сборочных производств и 10-процентного сокращения персонала компании, насчитывающего 6 500 сотрудников, заняться поисками богатого партнера. И в феврале 1995 г. Кыореши удалось склонить Samsung Electronics Со. к приобретению пакета акций AST за 378 млн. долл. вместе с предоставлением ей шести мест из 13 в совете директоров AST.

Из суммы, полученной от Samsung, около 250 млн. долл. пойдет на капиталовложения в основную деятельность AST. Но куда важнее то обстоятельство, что лидирующие позиции Samsung на рынке дисплеев для компьютеров наряду с отличным технологическим заделом в массовом производстве микросхем памяти могут дать AST новый импульс в области производства ПК.

Ну а пока AST приходится умерить свои амбиции. Она практически утратила свои позиции на рынке ПК для нужд образования и государственных организаций. Уже в ходе рекламной кампании новой серии ПК формата мини-блокнот AST пришлось отказаться от их производства, прекратить выпуск персональных электронных секретарей Tandy и таких изделий, как Victor, PowerExec и GRID. К середине 1995 г. в прайслисте AST оставалось лишь 79 наименований предлагаемой потребителям продукции против 225 еще в конце 1994 г.

Новые шансы. На рынке домашних ПК, приносящих компании около трети ее доходов, AST более не намерена ориентироваться на запросы дилетантов, выбирающих компьютер попроще и подешевле.  Теперь она предпочитает иметь дело с более компетентным потребителем, заинтересованным в приобретении высокопроизводительной персональной машины, но не желающим переплачивать за какую-нибудь престижную модель Compaq.

Ну а что получит Samsung от приобретения 40% пакета акций AST? Для начала более тесные деловые связи с AST, в частности, контракты на ежегодные поставки 1 млн компьютерных мониторов, обычно закупавшихся AST на Тайване. Кроме того, партнерство с AST позволит Samsung успешнее продвигаться на мировой рынок ПК. Ведь, несмотря на доминирующее положение на внутреннем рынке ПК в Южной Корее, на внешнем рынке дела у Samsung идут пока не слишком успешно.

И наконец, компании смогут активно участвовать в процессе сближения компьютерного рынка с рынком бытовой электроники, который, судя по всему, уже начался. В производстве телевизоров и видеомагнитофонов Samsung давно является компанией мирового уровня, и Кыореши планирует создать модели телевизионной и видеозаписывающей аппаратуры, обладающей необходимыми компонентами для подключения к информационным магистралям. Обе фирмы работают над созданием «локальной бытовой сети» из электроприборов и оборудования, управляемых домашним компьютером.

Главной проблемой Кыореши, однако, становится теперь сохранение статуса AST как самостоятельной или хотя бы внешне независимой компании. Как известно, аббревиатура AST состоит из начальных букв имен трех основателей компании, из которых Альберт Вонг и Томас Юн уже давно покинули ее. Как заметил Юн, «закончится медовый месяц, и мы станем свидетелями решений, принимаемых под давлением руководства Samsung, как следствия его возросшего влияния на политику AST». Что ж, если Сафи Кыореши окажется недостаточно искусным руководителем, очень скоро в названии его фирмы букву S будут расшифровывать как Samsung.

Сумеет ли Samsung вернуть AST в число лидеров?