На Яндекс.Старте, который впервые прошел в Минске, получилось сформулировать интересное наблюдение, которым вполне можно поделиться с широкой аудиторией.
Вообще, все стартапы сильно завышают оценку рынка для своего проекта. Совершенно стандартная цепочка заявлений выглядит так – мы предлагаем решение, как-то использующее облачные технологии, общий рынок решений в облаке составляет NN млрд. долларов, поэтому мы заработаем миллионы. Логика мало чем отличается от «Запасы нефти на планете составляют миллиарды тонн, я решил бурить скважину во дворе своего дома, меня ждет успех». В действительности, конечно же, предложение среднего стартапа довольно узкое, возможности его действительно донести до целевой аудитории довольно ограниченные – так что лучше сильно уменьшить ожидания.
Но дальше встает вопрос оценки перспектив на этом рынке собственно конкретного стартапа и тут его основатели часто впадают в одну из следующих крайностей:
А самое интересное, что весь этот сверхоптимистичный подход совершенно бесполезен – завышенность оценки видна с первого же взгляда и только подрывает доверие к стартапу.