Спрос на дюймы растет

5 декабрь, 2007 - 12:21Артем Юрченко

Рынок дисплеев в III квартале характеризовался весьма стабильным развитием сегмента ЖК, а также сменой лидера. Впервые почти за 6 лет им стала Samsung, потеснившая с первого места Dell. Кроме того, в отчетах о развитии отрасли зафиксированы неожиданно высокие темпы роста продаж плазменных панелей.

В борьбе за лидерство

Информация от поставщиков ключевых компонентов для ЖК-дисплеев указывает на то, что в первой половине будущего года их производители, скорее всего, столкнутся с серьезной нехваткой панелей. Особенно остро проблема будет ощущаться в сегменте мониторов для ПК и экранов для портативных систем. Мощности основных участников рынка, обеспечиваемые фабриками 5G и 6G, постепенно сокращаются, заводы же поколений 7 и 7,5 выйдут на адекватные объемы выпуска не ранее второй половины 2008 г.

Впрочем, пока бесперебойные поставки заготовок позволяют активно наращивать производство. Причем исходя из отчета, обнародованного DisplaySearch, по итогам III квартала в ведущей пятерке мировых поставщиков ЖК-мониторов произошли изменения. Впервые после IV квартала 2001 г. Samsung удалось потеснить с первой позиции Dell. Благодаря росту продаж в пределах 15% южнокорейский вендор занял 14,4% рынка, в то время как падение поставок Dell привело к снижению ее доли до 13,2%. Замыкающие первую пятерку HP, LG и Acer также улучшили показатели. В третьей четверти года им принадлежало 10,6, 9,1 и 7,5% рынка соответственно.

Смену лидера эксперты не считают сиюминутной и связывают ее с глобальными изменениями в IT-индустрии. Начиная с 2002 г. основным катализатором продаж мониторов служила миграция пользователей с технологии ЭЛТ на ЖК. Кроме того, в целом агрессивная политика Dell по продвижению «тонких» дисплеев в составе ее же ПК приносила компании свои плоды. Однако сейчас потребители переходят на широкоэкранные модели с диагоналями 17–19", не меняя системных блоков. Поэтому в более выгодном положении оказываются такие предприятия, как Samsung, LG, ViewSonic, специализирующиеся на выпуске дисплеев в виде самостоятельных продуктов и имеющие широкий ассортимент устройств. Свою роль в ослаблении позиций Dell сыграла и направленность вендора на корпоративный сегмент, слабо поддерживающий тенденцию перехода на широкий формат.

В III квартале, судя по отчету DisplaySearch, основным потребителем мониторов стал EMEA. Совокупные продажи в этом регионе выросли на 20% и составили 37,7% от общемировых. Samsung нарастила здесь объемы сбыта на 37%, а в активах замыкающих первую тройку LG и Acer – увеличение поставок на 21 и 20% соответственно.

LCD TV переходят в наступление

ЖК-телевизоры постепенно осваиваются в роли товара массового спроса, чему в первую очередь способствуют их стоимость и качество изображения. По мнению аналитиков iSuppli, именно это, а не технологические изюминки и бренд, играют основную роль при выборе LCD TV. В подтверждение вывода можно привести пример такого бренда, как Vizio, сумевшего очень быстро пройти путь от малоизвестного поставщика до одного из лидеров североамериканского рынка.

Пользуясь услугами ODM-производителей и работая с граничной нормой прибыли, повторить успех этого вендора сегодня пытаются десятки тайваньских и китайских компаний, что заметно влияет на падение средней стоимости устройств. Наконец, благодаря значительно возросшим объемам поставок фирмы, выпускающие компоненты для LCD TV, регулярно снижают отпускные цены на свою продукцию. Таким образом, в течение III квартала произошло удешевление ЖК-телевизоров в среднем на 5%. В частности, стоимость моделей наиболее востребованного формфактора 32" уменьшилась на 6%, до $848. Говоря о реализации ЖК-устройств, в экспертной среде отмечают, что при среднегодовом темпе прироста их мировых продаж в пределах 4% (с 207 млн в нынешнем году до 245 млн в 2011 г.), сбыт увеличится примерно на 20%. В абсолютных цифрах это свидетельствует о планомерном наращивании реализации таких продуктов в ближайшие пять лет – с 76 до 164 млн.

Ожидается, что в 2008 г. спрос на широкоформатные панели возрастет не менее чем на 18%. Большую часть заготовок, т. е. без малого 200 млн шт., планируется использовать в мониторах, 130 млн – в ноутбуках и 106 млн – в телевизорах. При этом наблюдатели считают, что в 2008 г. каждый третий LCD TV будет иметь диагональ 40" и более.

Плазменные панели рано сбрасывать со счетов

После неудачного первого полугодия в III квартале рынок PDP продемонстрировал признаки стабильного развития, а сбыт по сравнению с предыдущей четвертью года вырос на 33%, до 3,1 млн устройств. Принимая во внимание позитивные прогнозы на октябрь–декабрь (количество реализованных товаров должно превысить 4,5 млн шт.), наблюдатели оценивают общегодовое увеличение поставок в пределах 25%.

Подобные выводы подкреплены стремительно растущей популярностью Full HD. Уже сегодня насчитывается более 20 моделей с поддержкой разрешения 1920×1080 пикселов и диагональю от 42 до 70", а их доля в сегменте PDP составляет 11%. Основной прирост продаж обеспечивают устройства с диагональю 50" и более, нацеленные, прежде всего, на зрелые рынки.

К слову, несмотря на значительный количественный рост, доходы производителей PDP по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 31%, едва превысив 1,4 млрд долл. Виной тому стало резкое падение средних отпускных цен на продукцию. Снижение ASP третий квартал кряду характеризуется двузначным числом в относительных величинах. Сейчас показатель составляет $456. Похоже, данная тенденция будет лишь усугубляться, и связано это не только с превышением предложения над спросом и «наступлением» технологии LCD в сегменты устройств с 50 и 58". Причиной послужит еще и освоение плазменными дисплеями ниши более доступных 32-дюймовых решений. Как это ни парадоксально, но из-за устойчивого дефицита ЖК-моделей с такой диагональю ряд производителей PDP TV, среди которых LG и Samsung SDI, объявил о планах выпуска плазменных телевизоров с таким формфактором.

Пытаясь сдержать натиск со стороны LCD в ТВ-сегменте, производители плазменных панелей первой величины не экономят на R&D. Среди последних разработок стоит вспомнить технологию Reel60 от Hitachi, обеспечивающую адаптацию видеоматериала со скоростью 24 fps под частоту 60 Гц. Еще одна, Clear Filter Pro от LG, позволяет избежать отражения и нечеткости картинки при просмотре HDTV. А инженеры Panasonic обещают как минимум 100 тыс. ч работы своих моделей 1080p Plasma HDTV до снижения яркости экрана на половину от исходных параметров. Подобная активность, судя по всему, принесет свои плоды. Аналитики iSuppli отмечают, что объем рынка PDP в текущем году составит 8,6 млрд долл., что на 12% превысит прошлогодний результат. Впрочем, начиная с 2009 г. сегмент все же ждет неуклонное снижение уровня доходов.

Ведущие поставщики компьютерных мониторов
БрендДоля рынка в III квартале 2007 г., %Рост продаж за квартал, %Рост продаж за год, %
Samsung14,41531
Dell13,2-2-2
HP10,61234
LG9,1874
Acer7,595
Остальные45,2828
Всего100,0825
По данным DisplaySearch
Прогноз потребления ЖК-панелей в устройствах различного типа
Устройства2007 г.2008 г.Рост, %
ЖК-мониторы178,8199,611,6
Ноутбуки107,4129,620,7
LCD TV81,7105,629,3
Остальные11,612,911,2
Всего379,5447,718,0
По данным Display Bank