Справедлива ли рекордная прибыльность Oracle из-за платежей за тех.поддержку?

18 август, 2009 - 10:16Дмитрий Гудков

Боб Иванс (Bob Evans) из Information Week размышляет об этичности Oracle, гордо объявившей недавно о рекордной операционной прибыли в размере 51%, в самом разгаре мирового экономического кризиса. Пикантности данному событию добавляет факт, что это произошло благодаря повышению ставки платежей за тех.поддержку до 22%, ультимативно объявленной клиентам не так давно.

Он пишет: "Я снимаю шляпу перед Oracle за это достижение. Во время, когда так много компаний сообщают об убытках, объявляют о сокращениях и жесткой экономии, это замечательно видеть такое финансовое здоровье Oracle судя по блистательной операционной прибыли.

И вот интересный финансовый нюанс от Oracle: за последний отчетный год компания сгенерировала больше доходов от платежей за техническую поддержку, которые вы платили, чем от продаж приложений, технологий и услуг всех вместе...

...В том, что касается продуктов и услуг, которые Oracle производит, а вы покупаете, цифры [продаж - прим.пер.] упали по всем трем категориям: новые лицензии за технологии - минус 10% (в USD), новые лицензии за приложения - минус 19% (в USD), профессиональные услуги - минус 16% (в USD). Это не то, что можно праздновать, но в условиях тяжелой экономической ситуации это по крайней мере понимаемо. Но это не то, что дало бы такую выдающуются операционную прибыль в размере 51% - откуда же она появилась?

Ответ: ваши ежегодные платежи за тех.поддержку. Судя по финансовому отчету Oracle за четвертый квартал, эти платежи составили $3.1млрд. или плюс 7% (в USD) ... Посмотрим на итоги года - доходы Oracle от продаж новых лицензий на софт составили $7.1млрд, в то время как доходы от ваших ежегодных платежей за тех.поддержку составили $12млрд...

... Повторюсь еще раз, Oracle имеет полное право ставить любые цены и взымать любые платежи, которые захочет, и я глубоко уважаю их недавнее великолепное финансовое достижение, в частности операционную прибыль в размере 51%, которую ко-президент Кац (Catz) всегда, всегда записывает на счет огромной клиентской базы Oracle, которая ежегодно выплачивает безоговорочные платежи за техподдержку и апдейты.

Но насколько эти цифры приятны для Oracle (и для финансовых аналитиков и инвесторов, которые отдают должное Oracle за впечатляющую финансовую эффективность в это трудное время) они могут быть, а могут и не быть такими же приятными для тех, кто выплачивает эти ежегодные платежи. И это различие в восприятии поднимает ряд важных вопросов:

1) Будет ли Oracle способна продолжать поставлять заказчикам тот уровень качества и инноваций, которую эти заказчики определят как стоящие 22% ежегодной тех.поддержки?

2) Достигли ли Oracle, SAP и, в меньшей степени Microsoft, такого доминирования на рынке корпоративного ПО, что заказчики весьма ограничены в вариантах, независимо от того, чувствуют ли они, что Oracle и остальные большие игроки рынка дают им соответствующее качество и ценность за взымаемые деньги?
...
В конце-концов, это вы должны решить, получаете ли вы честную отдачу от тех 22% платежей за тех.поддержку, которые составляют более половины доходов компании (Oracle - прим.пер.), и которые позволяют ей получать операционную прибыль в размере 51%. Если вы решите, что ответ "да", тогда вы получаете справедливый возврат на свои деньги, тогда Oracle делает все правильно и собирает ежегодные фонды для инвестиций в высокое качество тех приложений и технологий от которых вы и ваши клиенты будут потом зависеть.

Если вы решите что ответ "нет", что значит вы не получаете честную отдачу от того, что вы платите Oracle, тогда пристегивайтесь по-крепче, потому что пока вы будете заниматься выбором из огромного множества вариантов, у вас не будет ресурсов и экспертизы компании, которая убедила многие компании за многие годы, что ее продукты и услуги настолько хороши, что эти заказчики были готовы оплачивать бизнес-модель принесящую 51% операционной прибыли. И вы не достигните такой прибыльности, без того чтобы быть черезвычайно хорошим в своем деле."