Споткнулись о смартфоны

28 февраль, 2011 - 12:37Артем Юрченко

Производители персональных навигаторов продолжают отмечать сокращение собственного бизнеса, вызванное, прежде всего, наступлением оснащенных GPS смартфонов.

Последние все глубже проникают на рынки стран зрелой и развивающейся экономик, оставляя производителям навигаторов пространство для маневров лишь в отдельных нишах. Справедливости ради необходимо отметить, что ниши довольно емкие. Как итог, на первый план для производителей постепенно выходят автомобилестроение и товары для активного образа жизни.

Итоги развития индустрии PND в прошлом году не трудно подвести, анализируя деятельность в двух рынкообразующих компаний. Хотя персональные навигаторы по-прежнему остаются для TomTom и Garmin стержневым направлением, компании не сидят сложа руки, беспрерывно трансформируя собственный бизнес. Оперативно выделяются новые приоритеты в развитии, среди которых предоставление доступа к контенту, лицензирование программных платформ, LBS-услуги и т.д.

Доходы TomTom в 2010 финансовом году почти пробили отметку в 2,1 млрд долл., тогда как по итогам 2009 г. этот показатель едва превысил 2 млрд долл. Навигаторы потребительского сегмента по-прежнему остаются для нидерландцев приоритетными, хотя их доля в общем бизнесе компании сократилась за прошедший год с 82 до 76%. С другой стороны, активный рост демонстрирует автомобильное направление, доходы в котором увеличились с 7 до 12%. Сегменты лицензирования ПО и бизнес-решений остались неизменным, сохраняя под контролем 9 и 3% выручки TomTom соответственно.

Несмотря на европейские корни, Северная Америка в очередной раз оказалась для TomTom ключевым потребителем устройств. По итогам года в США и Канаде было реализовано 15,2 млн PND (17,8 млн – в 2009 г.), тогда как включающий 16 стран европейский регион освоил 12,8 млн устройств (в 2009 г. – 14,9 млн).

Прогнозируя развитие на текущий год в TomTom ожидают падение поставок PND к прошлому году на 10-15%. В числе приоритетных для компании будут решения для спорта и фитнесса, в частности, особые надежды возлагаются на скорый выпуск совместных с Nike продуктов.

Не менее важной остается автомобильная промышленность. Toyota, Renault, Fiat, Subaru и другие ведущие производители уже оснащают отдельные модели встроенными навигаторами TomTom, либо намереваются сделать их частью собственных штатных информационно-развлекательных систем.

В сегменте лицензирования контента, который по объему выручки остается одним из наиболее динамично развивающихся, компанией достигнуты крупные соглашения с HTC и MiTAC по использованию в смартфонах и навигаторах систем HD Traffic и IQ routes.

Рост интереса к названным направлениям отчетливо прослеживается в результатах работы компании в финальной четверти 2010 г., когда квартальные доходы в автомобильном сегменте, а также сегменте контента и услуг выросли к прошлому году на 52 и 16% соответственно.

Более напряженным выдался прошлый год для второго ключевого игрока рынка PND – Garmin. Общие доходы компании сократились относительно 2009 г. на 9%, до 2,69 мдрд долл. Причем, объем выручки в наиболее крупном сегменте компании, объединяющем автомобильные и мобильные решения сократился на 19%, до 1,67 млрд долл. С другой стороны, в среднем на 7-12% возросли доходы от продажи специализированных решений, используемых в продуктах авиационной промышленности и судостроения.

Основным для компании остается рынок Северной Америки, доходы на котором, впрочем, упали к прошлому году на 17%, до 1,65 млрд долл. Слегка сгладить ситуацию помогли страны Азии, доход от деятельности на которых увеличился на 47%, до 220 млн долл.

Частично компенсировать провал направления PND удалось повышенным спросом на модели для фитнесса, а также OEM-поставками решений для автомобильной индустрии. Как результат, по итогам года Garmin реализовал более 16 млн навигаторов.

Не отставая от TomTom компания активно развивает сотрудничество с автомобильными гигантами. Среди последних примеров – совместная с Panasonic разработка встраиваемой автомобильной навигационной системы uConnect Touch для Chrysler 300, Dodoge Durango, Dodoge Charger и других моделей концерна Chrysler.

В нынешнем году Garmin прогнозирует дальнейшее снижение выручки до 2,4-2,5 млрд долл. Неминуемое сокращение доли персональных навигаторов компания будет пытаться компенсировать за счет автомобильного рынка, в котором возможен рост доходов в среднем на 20%, а также навигационных систем для авиации и судоходства, доходы от поставок которых способны увеличиться к прошлому году на 10 и 5% соответственно.