Спасительные нетбуки

13 ноябрь, 2008 - 12:05Артем Юрченко

Вклад недорогих портативных устройств в развитие мирового рынка ПК становится все более ощутимым. В условиях глобального экономического спада, заставившего по-новому взглянуть на решения стоимостью до $500, нетбуки с одинаково высоким энтузиазмом принимаются потребителями как на развивающихся, так и на зрелых рынках. Благодаря этому в III квартале доступные мобильные ПК смогли усилить позиции вендоров, вовремя распознавших их огромный потенциал.

Ровно год назад, в конце октября 2007 г., поступили в продажу первые партии Eee PC от ASUS. Ныне детище тайваньских инженеров можно смело назвать родоначальником нового класса портативных ПК, ведь несмотря на существование подобных разработок именно ASUS удалось первой добиться оптимального баланса стоимости и мощности мобильного компьютера такого уровня. На сегодняшний день компания реализовала свыше 4 млн таких устройств.

Аппараты данного формфактора выпустили уже практически все вендоры из первой пятерки, да и многие производители «второго эшелона» сориентировались в ситуации достаточно быстро. В связи с этим небезынтересно вспомнить, как за несколько месяцев до премьеры Eee PC многострадальная Palm приняла на себя шквал критики, связанной с анонсом ее нового мобильного компаньона Foleo. Несмотря на то что продукт обладал схожими с Eee PC характеристиками, отраслевые аналитики и потребители усомнились в реальной полезности подобного устройства, вынудив руководство Palm отказаться от данного проекта. Сегодня уже трудно сказать, как бы развивался бизнес Palm, если бы Foleo все же попал на прилавки магазинов, пусть и в измененном виде.

Так или иначе, но как раз на продукты от ASUS и Acer, а не Palm в настоящее время приходится около 80% всех проданных нетбуков. По оценкам аналитиков IDC, наиболее востребованными такие аппараты остаются в странах EMEA, где по итогам III квартала ожидается реализация свыше 2 млн устройств. Именно благодаря недорогим портативным решениям общие квартальные продажи компьютеров в этом регионе увеличились на 27% в годовом сопоставлении, достигнув 28 млн единиц. В последнее время спрос на них стимулируется операторами телекоммуникационных услуг, предлагающих ASUS Eee PC и Acer One за символические деньги в пакете с сервисами доступа к Сети.

Бюджетные портативные компьютеры оказали поддержку и азиатскому рынку. Несмотря на замедление темпов продаж в Китае, в APeJ (Азиатско-Тихоокеанский регион, исключая Японию) в период с июля по сентябрь поставлено свыше 21,6 млн ПК, что свидетельствует о росте на 13,3% по сравнению с прошлым годом. Если сегмент настольных ПК вырос всего лишь на 0,8%, то популярность мобильных решений в годовом сопоставлении увеличилась на рекордные 43,6%.

Менее радужная картина наблюдается в Северной Америке. Невзирая на разгар сезона back-to-school в III квартале, рост продаж ПК здесь был зафиксирован на непривычно низкой отметке 4,8%. И хотя сбыт нетбуков неуклонно увеличивался (на их долю пришлось уже примерно 5% всех проданных ноутбуков, что повысило общий показатель продаж ПК на один-два процентных пункта), слабый спрос на компьютеры в профессиональном сегменте, а также в бюджетном портативном и настольном классах сделал свое дело. Причем в последнем случае не помогли даже щедрые скидки от крупнейших национальных ритейлеров.

Учитывая региональные тенденции, эксперты не торопятся говорить о появлении нового сегмента на рынке мобильных ПК. По их мнению, необходимо время, чтобы понять, станут ли нетбуки самостоятельным направлением или будут постепенно вытеснять с рынка некоторые модели «традиционных» лэптопов. Прогнозируя ближайшее развитие сегмента, аналитики уверены, что в обозримом будущем произойдет постепенная смена нетбуков с диагональю экрана 7" на устройства с 8,9-дюймовыми дисплеями. Последние, в свою очередь, будут вытесняться аппаратами 10,1". А среди технологических новшеств главной «приманкой» для потребителей станут сенсорные экраны. Первые прототипы подобных продуктов уже продемонстрировали ASUS и HP.

Итак, во многом благодаря высокой активности вендоров предварительные квартальные итоги рынка ПК выглядят вполне удовлетворительными. По версии Gartner, поставки компьютеров всех типов составили 80,6 млн единиц, что на 15% больше, чем за тот же период 2007 г. Аналогичные цифры прослеживаются в отчете IDC – отгрузив 80,2 млн систем, вендоры добились совокупного роста рынка на 15,8% в годовом сравнении.

Лидером продаж на рынке в целом остается HP. Однако несмотря на активное участие в очередном витке обновления парка корпоративных ПК в Западной Европе, а также успешную работу в Центральной Европе и на Ближнем Востоке, в целом по региону EMEA позиции компании ухудшились. Впервые за много кварталов это произошло из-за слабой активности HP в сегменте недорогих портативных устройств.

Следом за HP в рейтинге крупнейших поставщиков ПК расположилась Dell, чья высокая динамика продаж в США и странах EMEA не помогла остановить снижение общей рыночной доли. Продав 11 346 млн ПК, что, по данным IDC, на 11,4% больше, чем годом ранее, компания потеряла 0,5 процентных пункта доли. Все еще удерживая первую строчку рейтинга, в США вендор испытывает серьезные трудности с продвижением продукции среди корпоративных заказчиков. Не позволил улучшить показатели и нетбук Dell, выпущенный на рынок с опозданием и в ограниченном количестве.

Главное внимание наблюдателей в III квартале вновь привлекала к себе Acer. Продажи компании, использовавшей наработки и бренды Gateway, Packard Bell и eMachines, росли самыми быстрыми темпами – отгрузив 10 038 млн устройств, Acer Group на 56,6% улучшила прошлогоднее достижение. Активные действия по развитию направления нетбуков, в частности, по продвижению Aspire One, привели к увеличению с 9,3 до 12,5% общей доли рынка компании. Относительно недавнее радикальное обновление линейки дает все основания полагать, что в преддверие новогодних праздников Acer удастся усилить свои позиции на ключевых направлениях.

Замыкают Тор 5 Lenovo и Toshiba. Удержаться на плаву им обеим позволили обновленные линейки устройств, которые были хорошо приняты потребителями в EMEA и APeJ. При этом следует учитывать, что довольно высоких результатов компании достигли без «фактора нетбука». Оба вендора вынашивают планы по выходу в ультрадешевый сектор портативных ПК: Lenovo рассчитывает сделать это с помощью IdeaPad S10, а инженеры Toshiba доводят до коммерческого уровня модель NB100.

Финальным штрихом к картине рынка ПК в III квартале можно считать укрепление позиций вендоров, не входящих в первую пятерку поставщиков. Во многом благодаря усилиям ASUS и Apple совокупный рост представителей второго эшелона составил 9,4% – у лидеров рынка они «отобрали» 2,2%. Однако в финальной четверти года вряд ли стоит ожидать повторения этой тенденции: несмотря на старт рождественских продаж, на многих ключевых рынках во главе с США будут по-прежнему отмечаться негативные последствия экономического кризиса, влияющие в том числе на рынок ПК.

Ведущие мировые поставщики ПК в III квартале 2008 г. (включая серверы x86)
Позиция Компания III квартал 2008 г. III квартал 2007 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 15 095 18,8 13 136 19,0 14,9
2 Dell 11 346 14,2 10 186 14,7 11,4
3 Acer 10 038 12,5 5388 7,8 86,3
4 Lenovo 5952 7,4 5528 8,0 7,7
5 Toshiba 3657 4,6 2948 4,3 24,0
  Другие 34 055 42,5 31 999 46,3 6,4
  Всего 80 143 100 61 272 100 15,8
По предварительным данным IDC.
Ведущие поставщики региона EMEA в III квартале 2008 г. (за исключением серверов х86)
Позиция Компания III квартал 2008 г. III квартал 2007 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 Acer 5920 21,3 3113 14,2 90,2
2 HP 5203 18,7 4291 19,6 21,3
3 Dell 2659 9,5 2351 10,7 13,1
4 Asus 2060 7,4 805 3,7 156,0
5 Toshiba 1628 5,8 1137 5,2 43,2
  Другие 10 387 37,3 10 240 46,7 1,4
  Всего 21 945 100 17 624 100 27,0
По предварительным данным IDC.