Современный CIO – кто он?

20 май, 2016 - 16:45Александр Черников

Довольно сложный вопрос – чем занимается и чем должен заниматься современный CIO? Свой ответ на него дает очередное, уже пятнадцатое ежегодное исследование ресурса «CIO» – «2016 State of the CIO: Navigating a Complex Role».

Общепринято считать, что IT-руководители, у которых есть прочные отношения с бизнес-средой, лучше тех, кто предпочитает «гулять сам по себе». Востребованы CIO, которые активно участвуют в развитии бизнес-стратегии и облегчении роста компании. Им лучшее платят, они пользуются существенно большим уважением и, как правило, получают все затребованные ими ресурсы.

Современный CIO – кто он?

В июле 2015 г. Дион Хинчклиф (Dion Hinchcliffe), Chief Strategy Officer компании 7Summits, дал эту иллюстрацию в своем блоге «The New CIO Mandate». CIO для цифрового предприятия нового поколения – тема отдельного разговора, но в данном случае важно то, насколько обширной и запутанной стала работа CIO

Подавляющее большинство из всех CIO (84%) соглашается с тем, что их роль становится все более важной для бизнеса компании, которая их наняла. Однако согласимся и с тем, что не все CIO одинаковы. Ресурс CIO, в своем последнем исследовании (январь 2016) предложил определенную сегментацию CIO, разделив их на «стратегических», «трансформационных» и «функциональных».

Методология

Опрос 2016 State of the CIO проводился среди CIO брендов. Результаты основаны на 571 компетентном ответе. 86% процентов опрошенных CIO – мужчины.

Респонденты из Северной Америки составили 73%, из Азиатско-Тихоокеанского региона – 13%, из Европы, Ближнего Востока и Африки – 9%, из Центральной Америки, Южной Америки и Карибского бассейна – 3% (из других областей – 2%).

В опросе представлен широкий диапазон отраслей промышленности, включая правительство и некоммерческие организации (21%), производство (13%), финансовые услуги (12%), высокие технологии (10%), здравоохранение (9%), розничные продажи, оптовую торговлю и дистрибуцию (8%), а также бизнес-сервисы (8%).

59% респондентов относились к компаниям с менее, чем 1 тыс. сотрудников; 40% – 1 тыс. и более (1% не дал ответа).

О классификации CIO

Те из них, кто отдает основную часть времени стратегическим действиям и те, кто концентрируется на преобразовании бизнес-операций, увереннее говорят о своей важности (87%). Функциональные IT лидеры, главная задача которых – более традиционное управление IT операциями (78%), не так уверены в своей значимости для бизнеса.

Стратегические (71%) и трансформационные (69%) CIO также значительно чаще считают свои должности полезными, чем функциональные CIO (47%).

Функциональные IT лидеры, напротив, наиболее вероятно скажут, что IT – это козел отпущения, – в тех случаях, когда другие отделы не выполняют свою работу (60%). Они также считают, что другие отделы рассматривают требования IT руководителя как досадную помеху их работе (40%) и чувствуют, что CIO ограничивают их (29%).

Кроме того, функциональных CIO больше всего в компаниях, где IT недооценены, недогружены или недопоняты, и где они постоянно ведут борьбу за выполнение их требований.

Стратегический CIO

Вообще, положение CIO в пределах совета директоров (C-suite) достаточно устойчиво. Сейчас в среднем они держатся на своей должности примерно 6,5 лет – на семь месяцев дольше, чем это было год назад (т.е., по данным за 2014 г).

В целом, стабильность работы, видимо, отражает более стабильное состояние экономики. Так, срок пребывания в должности устойчиво удлинялся с 2011 г., хотя на крупных предприятиях CIO всегда меньше времени остаются на своих рабочих местах – 5 лет 8 месяцев, против 7 лет в меньших компаниях.

Как можно было и ожидать, чем крупнее компания, тем больше получает CIO. IT руководитель на предприятиях с численностью сотрудников 1 тыс. или более зарабатывает в год в среднем $401,500, по сравнению с $189,420 в компаниях, где работает менее 1 тыс. человек.

Однако, независимо от размера компании, стратегические CIO получают значительно больше, чем трансформационные и функциональные CIO. Также значительно более вероятно, что у стратегических CIO боссом будет непосредственно СЕО. Из обзора 2015 г. – 46% CIO отчитываются непосредственно перед СЕО.

Нет конца преобразованиям

С появлением цифровых бизнес-моделей и облачных технологий многие компании сегодня претерпевают непрерывные изменения (continuous change). Соответственно, такое состояние предприятия сопровождается и постоянным изменением образа CIO.

Процент всех CIO, сосредоточенных прежде всего на трансформациях – внедрении новых систем и архитектуры, усилиях по изменению и «выравниванию» IT с коммерческими задачами стабильно уменьшается уже в течение долгого времени, хотя 45% CIO все еще входят в эту группу.

Компании с 1 тыс. или более сотрудников гораздо реже имеют CIO в функциональной роли (22% против 31% в малых и средних компаниях). Это может отражать более ограниченные IT ресурсы последних.

Современный CIO – кто он?

Довольно любопытная картина. Пик трансформации IT пришелся на 2013 г., когда в целом кризис закончился и у CIO появились дополнительные ресурсы. Всем казалось, что дни функциональных CIO сочтены, – но они становятся вновь востребованными. Со стратегами не все понятно. Похоже, что их звездный час был порожден прекращением трансформации. Спустя год все стало на свои места

Тем временем увеличивается процент CIO-универсалов, которые время от времени сосредотачиваются на функциональных действиях, – в тех случаях, когда IT находятся перед срочными эксплуатационными проблемами. Ресурс «CIO» утверждает, что теперь именно такое время.

Обзор также показывает значительный рост внимания всех CIO к управлению безопасностью. 46% IT руководителей сообщили, что это направление является центром их внимания, – по сравнению с 31% в 2015 г.

По сути, безопасность – это та же эксплуатационная деятельность, но и стратегические CIO отводят ей достаточно своего времени. Это не удивительно в свете многих недавних нарушений, которые обратили внимание общественности, инвесторов и регулирующих органов на несоответствующую кибербезопасность, – как фактор финансового и репутационного риска компаний.

Современный CIO – кто он?

Удивительно, как за пятилетие значимость областей, на которые обращают внимание CIO, подтянулась к общему диапазону 40-50%. Это произошло в силу двух причин. Во-первых, все CIO,– так сказать, сбросив корону,– стали уделять в пять раз больше внимания типичной функциональной деятельности – обеспечению безопасности. Во-вторых, замусоленное «выравнивание бизнес / IT»* уже потеряло свою сенсационность и вошло в обычные рабочие рамки

* Кстати, только половина IT лидеров (51%) продолжает сейчас обращать повышенное внимание на выравнивание «бизнес-IT», хотя эта тема была невероятно модной и обсуждаемой на протяжении более десяти последних лет. Вторая половина все же попыталась следовать этой концепции, – и нашла, что сегодня это ничуть не более важно, чем в прошлом. Но это – тема, которую мы рассмотрим отдельно в следующем блоге.

Все IT руководители склонны быть оптимистичными, ожидая, что их роль в конечном счете станет более стратегической. На вопрос, как они ожидают проводить свое время в течение ближайших трех-пяти лет, 68% ответили, что будут прежде всего сосредоточены на действиях, ориентированных на рост бизнеса.

Несоответствие между их личным стремлением повысить свой статус и их ежедневной действительностью – одна из причин того, почему функциональные CIO (более вероятно, чем другие) потеряют свое значение.

Последние годы показали, что у стратегических CIO есть меньше препятствий, чтобы выполнять все необходимые предприятию функции. Например, менее вероятно, чем для их функциональные и трансформационных коллег, что они столкнутся с нехваткой требуемых профессиональных навыков.

В среднем они имеют тенденцию лучше управлять IT бюджетом, чем их коллеги других ролей. И они, видимо, в меньшей степени будут встречать сопротивление других членов совета директоров.

Кто во что горазд

Обзор показывает, что у компаний, как правило, тот тип CIO, в котором они больше всего нуждаются. Если переводить это на язык СЕО, – тот тип CIO, который считает нужным иметь первый руководитель.

Стратегические CIO займутся увеличением цифровых потоков дохода (30%), улучшением «проворства» (32%) и качества обслуживания клиентов (49%). Трансформационные CIO будут напирать на необходимость преобразования и постоянного улучшения бизнес-процессов (40%), – как деловой потребности.

IT и бизнес-лидеры (Line of Business, LoB) в целом договорилось о главных бизнес-факторах для технологических инвестиций в 2016 г. – увеличение эксплуатационной эффективности (CIO – 41%, LoB – 47%) и улучшение качества обслуживания клиентов (CIO – 48%, LoB – 45%).

Современный CIO – кто он?

Эта диаграмма требует внимательного и неспешного изучения. Но одна тенденция проявляется очень четко – повышение пользовательского опыта, который прямо влияет на сбыт, – и, соответственно, на увеличение доходов компании. Создается впечатление, что «функционалы» не слишком разбираются в этой области и продолжают напирать на эффективность текущих операций

Отношения с бизнес-руководителями всегда были важны для CIO. Сейчас они становятся еще важнее. Поскольку в конечном счете именно бизнес-лидеры принимают или утверждают решения относительно корпоративных IT, для CIO выдвигается на первый план более тесное сотрудничество с LoB.

В 2014 г. данный отчет предсказал, что LoB будет непосредственно управлять в среднем 66% технологических расходов в их компаниях в течение ближайших трех лет. В последнем отчете оказалось, эта цифра составляет в среднем только 57%, – за счет делегирования ряда полномочий IT-руководителю.

Но все же аналитики, составлявшие отчет, полагают, что в последующие годы этот уровень будет достаточно стабильным. Так ли это будет, еще неизвестно, но фактом является то, что бизнес-лидеры не только имеют определенное восприятие IT, но и дают CIO некоторые подсказки.

Вместо заключения – «О дружбе и зависимости»

Так или иначе те CIO, которые не дружат с бизнес-лидерами, имеют меньшее влияние на то, как IT в конечном счете будут развернуты.

Показательный пример – отношения CIO с маркетингом. В 33% компаний у маркетинга есть свой собственный технологический бюджет. Большинство CIO так или иначе вовлечены в решения о покупках в маркетинговом технологическом стеке.

Стратегические CIO сообщили, что их отношения с маркетингом стали более тесными за последние три года (60%). Большинство из них (54%) собираются заняться расширением коммуникаций с внешними клиентами.

В общем, это шаг вперед для компаний и шаг назад для индивидуальной значимости CIO. Их просто вынуждают сотрудничать с маркетингом, поскольку в противном случае предприятие, отлично оснащенное современными IT, будет работать вхолостую.

Взаимоотношения CIO и СМО – настолько важная тема, что мы посвятим ей еще один отдельный блог.