Советы стартапу: решать существующие проблемы

6 декабрь, 2013 - 10:09Sergey Petrenko

В Киеве состоялась инте­рес­ная стартап-конференция Venturesummit, куда орга­ни­за­торы собрали довольно много хоро­ших спе­ци­а­ли­стов по стар­та­пам. Меня при­гла­сили поучаст­во­вать в мастер­классе по Growth hacking вме­сте со ста­рым хоро­шим зна­ко­мым Мар­ви­ном Ляо (раньше он рабо­тал в Yahoo!, а сей­час кон­суль­ти­рует стар­тапы по вопро­сам мар­ке­тинга) и осно­ва­те­лем Tech.eu Але­хандро Барера.

Growth hacking — инте­рес­ная тен­ден­ция. Под этим при­нято пони­мать раз­лич­ные тех­ники по раз­ви­тию про­дукта так, чтобы это спо­соб­ство­вало быст­рому росту его ауди­то­рии. Правда, при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ется, что это вполне стан­дарт­ные базо­вые прин­ципы совер­шенно клас­си­че­ского мар­ке­тинга, только рас­смот­рен­ные на при­ме­рах и изло­жен­ные так, чтобы было понятно стар­та­пе­рам, нена­ви­дя­щим слово «мар­ке­тинг». :)

В ходе мастер­к­ласса участ­ники раз­би­лись на несколько команд — у каж­дой из них был кон­крет­ный стар­тап с кон­крет­ной про­бле­мой роста, кото­рую пред­ла­га­лось рас­смот­реть и пред­ста­вить на ито­го­вой сессии.

Я в ходе мастер­к­ласса делал неболь­шую пре­зен­та­цию — мне пред­ло­жили сде­лать такой набор «сове­тов экс­перта» на тему класса и я решил подо­брать несколько сове­тов на тему про­дук­то­вого мар­ке­тинга. Уже в про­цессе я понял, что у меня полу­ча­ется не столько про быст­рый рост, сколько про осмыс­лен­ность созда­ния про­дукта, но решил оста­вить как есть

Пора­зи­тельно, но подав­ля­ю­щее боль­шин­ство про­блем, пока­зан­ных на ито­го­вой сес­сии, активно напо­ми­нали нам всем именно те советы, что собрал я. Раз за разом мы зада­вали вопросы «Зачем вы сде­лали этот про­дукт? Какую про­блему поль­зо­ва­теля он решает? Есть ли эта про­блема в реаль­ной жизни? Готовы ли поль­зо­ва­тели решать ее пред­ло­жен­ным образом?».

На самом деле очень часто ока­зы­ва­ется, что именно эти вопросы редко задают себе авторы про­ек­тов. Увле­чен­ные реа­ли­за­цией при­ду­ман­ного спо­соба, авторы не про­буют посмот­реть, есть ли эта про­блема у людей. Нам рас­ска­зы­вали о стар­тапе, кото­рый помо­гает сту­ден­там сов­местно соби­рать кол­лек­ции доку­мен­тов, пра­вить их и анно­ти­ро­вать. Дога­ды­ва­е­тесь, какая основ­ная про­блема у стар­тапа? Сту­денты исполь­зуют сер­вис для сбора доку­мен­тов, но не делают это сов­местно. Я честно ска­зал, что в быт­ность мою сту­ден­том прак­ти­че­ски не встре­чал учеб­ных зада­ний, направ­лен­ных на сов­мест­ное выпол­не­ние боль­шим коли­че­ством чело­век. А вы встре­чали? Такое исполь­зо­ва­ние вообще нужно? Я посо­ве­то­вал стар­тапу сме­стить акцент на более раз­вле­ка­тель­ные вещи — сту­денты могут не учиться вме­сте, но точно любят вме­сте раз­вле­каться и пить пиво.

Я могу прак­ти­че­ски гаран­ти­ро­вать, что вы, как автор про­екта, полу­чите пользу, если все­рьез заду­ма­е­тесь, есть ли реша­е­мая вашим про­ек­том задача у реаль­ных поль­зо­ва­те­лей, и тща­тельно иссле­ду­ете, как они ее решают в жизни сей­час. Даже если в резуль­тате вы отка­же­тесь про­екта — воз­можно, это и будет самое полезное.

Советы стартапу: решать существующие проблемы