Соучастие в образовании

12 август, 2013 - 09:15Сергей Шегеда

В каждой ИТ-компании есть технические специалисты, которые проводят собеседования кандидатов. Задайте им вопрос, требует ли изменений система образования? Я задавал. Ответ один: безусловно, требует.

Особо проблема недостаточной профподготовки актуальна для начинающих разработчиков – выпускников вузов, не имеющих опыта. Их набор знаний и навыков зачастую недостаточен, чтобы работодатель был готов за него платить.

Рекрутерам приходится очень непросто. Они вынуждены бороться за хоть сколько-нибудь приличного кандидата. Тем не менее на фоне высоких стартовых зарплат видим серьезный кадровый дефицит. Количество резюме вдвое, а то и втрое превышает количество вакансий, а спрос не удовлетворяется. Чего же стоят тогда дипломы, сертификаты, аттестаты и прочие атрибуты пройденного обучения?

Впрочем, вопрос риторический. Есть более насущные. Каким должен быть выпускник? Наверняка ответить могут только в компаниях: руководители, проектные менеджеры, ведущие разработчики. Как достичь этого? Мы обсуждаем и принципиально сходимся в одном – только совместной работой бизнеса и образования. Схем может быть несколько. Предлагаю обсудить одну, реализуемую в формате коммерческого учебного ИТ-центра.

Отправной точкой для работы является профиль требуемого специалиста. Его определяет работодатель. Под этот профиль формируется учебный план. И уже под план – развернутые программы по каждой изучаемой дисциплине.

Важно! Процесс обучения проходит совершенно открыто для работодателя. Более того – с самого начала в программы заложены мастер-классы, отдельные лекции, практические занятия группы, проводимые специалистами из компании. А также – контрольные срезы знаний студентов. Еще – встречи в офисе, знакомства с условиями работы и будущими коллегами.

Такая вот связка – парная работа регулярного преподавателя с куратором от заказчика – мне кажется наиболее эффективной.

Впрочем, здесь важны все составляющие. Важна материальная база, ориентированная именно на учебный процесс. Собственные курсы компаний – несколько иной формат. Я бы назвал это повышением квалификации в полевых условиях. Для полноценной подготовки от самых азов нужны учебные аудитории, лекционные залы, соответствующая техника – не только рабочие компьютеры, но и демонстрационное оборудование.

Важны мотивация слушателей и целеустремленность к результату. Бесплатное обучение зачастую воспринимается, как нечто необязательное. И потому его эффективность невелика. Осознанные же финансовые вложения дисциплинируют.

Важна мотивация преподавателей. Хорошие преподаватели – это специалисты, ищущие самореализации. Их потребность – делиться опытом и знаниями. Не воспитывать и принуждать к обучению, а делиться. Это – еще один аргумент в пользу мотивации слушателей.

Компании-партнеры участвуют в проекте разработкой учебных планов и делегированием кураторов. Взамен получают ощутимую экономию. От них не требуется прямых финансовых вложений как в случае содержания собственных курсов. Нет необходимости оплачивать аренду помещений под классы, зарплаты преподавателям, выделять технику и прочее. Зарплату преподавателю выплачивает учебный центр. Занятость кураторов компенсируется снижением нагрузки на рекрутеров и профессионалов, проводящих технические собеседования. Но главная экономия – в сокращении времени на адаптацию молодых специалистов. Весь этот процесс при правильном подходе перенесен на время обучения.

Выгоды выпускников. Куратор дает обратную связь о реальном уровне их подготовки еще во время обучения. Он не просто независимый наблюдатель, а заинтересованный критик. Никаких пустых гарантий стопроцентного трудоустройства. К выпуску студенты информированы о требованиях, условиях, уровне зарплат. Знакомы с сотрудниками. Никаких обманутых ожиданий. И при этом у них есть право выбора места трудоустройства, так как они самостоятельно оплачивают контракт на обучение.

Главный принцип такой схемы – это соучастие. Совместное участие учебного центра и работодателя в формировании специалиста. Подход, при котором каждый занимается своим делом, но к общему результату стороны идут вместе. Прообразом послужила напрасно забытая идея профессионально-технического образования. Схема адаптирована под локальный рынок, оперативно управляется и открыта для влияния со стороны тех, кто создает рабочие места. И, безусловно, для обсуждения.