Сотрудничество вузов и ИТ-компаний – потенциальный симбиоз

1 октябрь, 2012 - 09:54Александр Москалюк

Одна из хромающих сфер в большинстве пост-советских вузов – это взаимодействие с компаниями-работодателями. Мне это стало очевидно, когда в процессе подготовки к хакафону Facebook я посетил несколько украинских вузов, где часто поднимались вопросы сотрудничества, но практически всегда потенциальные первые шаги были сведены на нет отсутствием соответствующих звеньев в администрации вузов.

Я часто выступаю на стороне работодателя во взаимодействии компании с десятками вузов в северной Америке, где университетско-корпоративное сотрудничество поставлено на поток и приводит к тому, что довольны и студенты, и преподаватели, и компании-работодатели, и университет.

В американских университетах есть такое подразделение как центр трудоустройства студентов (Career Center). Это сугубо бюрократическое подразделение (там не занимаются научной или преподавательской деятельностью) служит интерфейсом вуза к заинтересованным компаниям. В доинтернетовские времена поход в центр трудоустройства перед летними каникулами был одним из основных способов получения стажировки или приглашения на работу. Сегодня же студенты могут за несколько секунд найти программы стажировок в Facebook, Google, Microsoft, Apple, Amazon, Intel, Zynga и любой другой компании, и роль центра трудоустройства сводится к координации действий работодателя на территории университета. Какие функции обычно выполняются таким центром?

  • Проведение ярмарок по трудоустройству (career fairs), куда приглашаются работодатели, отсылающие своих сотрудников для того, чтобы ознакомить студентов с компанией поподробнее. Мне такие события не очень нравятся, так как беседы сводятся с 2-3 минутам, но это немаловажно для мелких компаний, у которых нет соответствующего брэнда, но которые хотят донести информацию о себе студентам. Немаловажно – компании платят за участие в таких ярмарках, проходят они чаще всего в формате выставочного зала, где компаниям, в зависимости от суммы, отводится место, пригодное как для размещения одного стола, за которым сидит рекрутер, так и для создания выставочного киоска с плакатами и информационной литературой. Центры трудоустройства крупных университетов проводят таких ярмарок по несколько в год, нередко разбивая компании по тематике (технологические компании, нанимающие программистов, участвуют в своей ярмарке, консультанты, которым интересны МВА – в своей).
  • Обеспечение помещений и ресурсов для собеседований. При интересе к компании ей выгоднее отослать несколько сотрудников на день-другой для обработки всей массы заинтересованных кандидатов, вместо того, чтобы приглашать кандидатов в свой офис по одному. Один или несколько этажей центра по трудоустройству отведены переговорным комнатам – чаще всего это небольшие помещения со столом, розетками для лэптопов, белой доской и фломастерами. Таких комнаток у крупных университетов может быть несколько десятков, компании снова-таки платят за бронь. Центр со своей стороны предоставляет базовые вещи типа бесплатного WiFi, кофе-машины, бесплатной парковки около здания, фломастеров и т.д. Полезно для студентов еще и то, что центр не станет устраивать собеседования в критические для студентов дни (сессии, конференции и т.д.)
  • Центры по трудоустройству чаще всего используют собственное ПО для приема резюме. Для компаний это более неудобство, чем плюс, поскольку интерфейс такого ПО чаще всего написан в лихие девяностые (и иногда требует установки Flash, Java и других богохульных действий), но при всей корявости этот подход удобен для студентов – одно резюме можно подать на несколько программ летней стажировки, после чего отслеживать интерес к резюме со стороны работодателей. Нередко этот софт заполняет и календарь представителя компании – студент выбирает три-четыре варианта, когда он будет свободен, после чего получает уведомление об оптимальном времени. Как плюс, это дает возможность на собеседовании программистов быстро начать диалог по делу:
  • Представитель компании: Ну и корявый же у вас софт для трудоустройства.
  • Студент: Не говори, мне самому стыдно за свой универ, но эти бюрократы из центра трудоустройства не дают его переписать, да и написан он на Алголе с фронт-эндом на Coldfusion.
  • Представитель компании: Если переписать его заново, как бы ты это делал? Опиши архитектуру.
  • Центры по трудоустройству нередко обеспечивают внутренние конференции нужным контентом. Компании чаще всего хотят читать технические доклады – это заинтересовывает студентов и мотивирует их пробовать подать на стажировку. Университеты чаще всего не против присутствия представителей компании на кампусе, так как это придает практичность приобретенным знаниям, да и красит университет в глазах студента. И чтобы десятки компаний не занимались вопросами поиска помещений и распространения информации о своих докладах, центр трудоустройства (зачастую в сотрудничестве с конкретной кафедрой или факультетом) делает внутренние конференции. Как пример – конференция Reflections в университете штата Иллинойс с неплохим набором докладчиков. Иногда компании платят за участие в таких событиях, иногда – нет. (Учитывая то, что именно эта конференция проходит в выходные, компании скорей всего выступают спонсорами таких базовых вещей как завтраки и обеды).

Отсутствие таких центров трудоустройства в украинских вузах – это пережиток советской системы, где был госзаказ и прямое распределение выпускников. Появлению таких центров иногда может противиться топ-менеджмент университета – наличие такого заведения позволяет вести прозрачный учет трудоустраиваемых по специальности выпускников и оценить востребованность дипломов, что для многих вузов явление нежелательное. Хотя потребитель уже не боится поднимать с вузами вопросы трудоустройства, пока голосуя ногами против вузов, которые предлагают не шибко востребованные дипломы.

Сотрудничество вузов и ИТ-компаний – потенциальный симбиоз