Сообщество CIO: итоги первого года

10 май, 2005 - 23:00Александр Черников

В рамках «Недели цифровых технологий» с 6 по 8 апреля в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» прошел Второй съезд IТ-директоров Украины. За четырнадцать месяцев своего существования объединившее их сообщество увеличилось почти вдвое – его состав превысил 300 специалистов. Среди них сегодня выделились первые лидеры, а организаторы мероприятия – компания «Евроиндекс» и ее консалтинговый партнер АОЗТ «Супремум» – приобрели необходимый опыт, который во многом предопределил успех прошедшего съезда.

Сообщество IT-директоров Украины было основано 19 февраля 2004 г. для обмена опытом, получения профильных знаний, выработки терминологии и методологии, создания единых стандартов и т. д. Своей стратегической целью сообщество определило формирование в Украине нового класса IT-специалистов (Chief Information Officer, CIO) – профессионалов высокого класса, глубоко понимающих принципы ведения бизнеса, обладающих необходимыми полномочиями и реально влияющих на принятие управленческих решений.

Прошедший Второй съезд стал наиболее представительным и насыщенным из всех мероприятий, проведенных сообществом. Его программа включала довольно многочисленные открытые круглые столы, посвященные особенностям внедрения систем управления предприятием в различных отраслях и несколько пленарных заседаний для членов сообщества, на которых рассматривались и обсуждались актуальные вопросы работы IT-подразделений. Среди них следует выделить принципы разработки информационной стратегии, соответствие определенным стандартам, особенности управления предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса, роль CIO в компании, его культура и образование. Необходимо отметить, что с самого начала участники съезда были настроены достаточно серьезно и по-деловому, и этот настрой задал открывший мероприятие президент компании «Евроиндекс» Валерий Пекар.

Информация к размышлению

Валерий Пекар подвел итоги шести месяцев, прошедших со времени последней встречи на Втором международном бизнес-форуме, и напомнил о трех основных причинах создания сообщества: необходимость обучения, взаимный консалтинг и регулярное общение среди равных в профессиональном коллективе.

Сообщество CIO итоги первого года
Валерий Пекар: «Без поддержки инициативной группой мы сами не сможем решить весь комплекс наших проблем»

Основной задачей сообщества в прошлом году было формирование актива, без которого поставленные задачи, действительно важные для руководителей информационных служб, так и останутся нерешенными. Сегодня, например, нужны люди, которые занялись бы построением единой терминологической и нормативной базы, но пока темпы работ в этом направлении нельзя назвать приемлемыми. То же касается разработки проектов единых стандартов построения информационных систем на отечественных предприятиях. Это еще более сложная задача, но и она решается при соответствующем подходе.

Кроме методологических проблем, существует и целый ряд других, так или иначе касающихся IT-директоров. Во многих случаях проблемы, с которыми они сталкиваются, одни и те же, и помочь справиться с ними может единая позиция сообщества, способного отстаивать свои интересы в инстанциях любого уровня.

Многие CIO считают необходимыми изменения в преподавании IT-дисциплин, да и опросы студентов показывают, что зачастую они гораздо лучше своих наставников ориентируются в современных технологиях и требованиях работодателей. В планах сообщества – пригласить представителей ведущих учебных заведений, связанных с информационными технологиями, уже на осеннюю встречу. Она будет преследовать вполне определенные экономические цели: соответствие учебных программ реальным задачам предприятий сокращает затраты последних на дополнительное обучение, а то и переучивание выпускников вузов.

Многие специалисты небезосновательно считают, что должны существовать определенные государственные структуры, решающие подобные задачи. Однако пока последние не станут источником инициатив в данном направлении, все придется делать сообществу – если оно действительно заинтересовано в позитивных изменениях в сфере информационных технологий.

Впрочем, президент АОЗТ «Супремум» Владимир Бузмаков отметил, что работа в области стратегии, методологии, терминологии идет (хотя и не слишком быстро), и создаваемая информационная база в своем первом варианте будет доступна членам сообщества уже к осени.

О стратегии и архитектуре

За прошедший год в мире корпоративных IT, которые продолжают быстро развиваться и видоизменяться, произошел определенный пересмотр принципов и подходов к построению современной архитектуры управляющих систем. Это нашло отражение и в ключевых выступлениях, которые были представлены на первом пленарном заседании.

Президент фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (ФОСТАС) Евгений Зиндер обратил внимание аудитории на роль архитектурного похода и самого архитектора в разработке и реализации IT-стратегии.

Фактически речь идет о том, что CIO крупных предприятий все больше начинают заниматься обеспечением эффективности основного бизнеса, делегируя часть своих полномочий специалисту по реализации соответствующей инфраструктуры. Особенно актуальным это становится в последние несколько лет с появлением Web-сервисов и началом их практического применения. Другими словами, предвидение изменений в архитектуре корпоративной системы становится частью стратегии компаний.

Сообщество CIO итоги первого года
Марина Аншина: «Будущее – за гибкими системами, в том числе построенными на основе Web-сервисов»

Во многом с точкой зрения г-на Зиндера совпадали подходы, описанные руководителем отдела IT ЗАО «Профайн РУС» Мариной Аншиной, на своем опыте убедившейся в недостаточной гибкости некоторых западных систем в условиях отечественного бизнеса, и Альбертом Зиглером (Albert Ziegler), специалистом по управлению корпоративными процессами компании R&M, который довольно емко назвал свое выступление «IT следуют за процессом».

Во второй день члены сообщества смогли услышать достаточно интересных выступлений в двух секциях – для крупных предприятий, холдингов, корпораций и для малого и среднего бизнеса. Однако следует отметить, что такое разделение на современном уровне развития IT представляется довольно искусственным, да и аналитики ведущих компаний мира давно поговаривают о единой концепции построения и масштабирования систем для бизнеса любого уровня. Возможно, более приемлемым оказался бы подход, неплохо зарекомендовавший себя на открытых заседаниях – тематических круглых столах, которых было предусмотрено восемь.

Круглые столы

Шесть из них составляли серию «Решения для бизнеса» и охватывали отраслевую проблематику оптовой и розничной торговли, страхования и банковской сферы, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности, а также нефтегазового сектора и энергетики.

Сообщество CIO итоги первого года
Одно из основных достоинств круглых столов: возможность увидеть и услышать большинство основных отраслевых игроков

На еще одном круглом столе обсуждались подходы, методы и практика управления проектами в строительных компаниях Украины, а для тех, кто связан с разработкой и эксплуатацией автоматизированных систем управления сбытом для энерго-, водо- и газоснабжающих предприятий, это был уже третий подобный форум.

Для работы каждого из столов отводилось три часа – вероятно, это наиболее приемлемый вариант для эффективной работы. Но в большинстве своем эти встречи выглядели как своеобразные мини-конференции, где каждый излагает преимущества своего решения. На наш взгляд, в дальнейшем было бы целесообразно дополнить программу круглых столов мероприятиями, преследующими прежде всего учебно-методические цели. Это, в частности, могло бы стать неплохой практической проверкой разработанных в рамках сообщества стандартов, методик и терминологических баз.

Планы на осень

Осеннее заседание сообщества IT-директоров планируется провести в рамках Третьего международного бизнес-форума «IT для управления предприятием: новые решения», который состоится 28–30 сентября текущего года. Участники прошедшего съезда приняли активное участие в формировании его программы, заполнив довольно обширную анкету, где им предлагалось выбрать самые важные, по их мнению, темы. Исходя из личных впечатлений наибольший интерес, скорее всего, вызовут практика, опыт и подводные камни внедрений разнообразных корпоративных информационных систем, стратегия и формирование бюджета IT-подразделения, требования к CIO и методы его успешного взаимодействия с первыми руководителями компании. Если же говорить о текущих задачах сообщества в целом, то его точно выразил один из выступающих: всем, кто считает себя его частью, необходимо выйти пусть пока и не на самый высокий, но единый уровень зрелости, по аналогии с тем, как это предусмотрено для компаний стандартами CMM/CMMI.