Sony Alpha DSLR-A100 - новый игрок на рынке цифровых «зеркалок»

30 август, 2006 - 14:48Тарас Олейник

Эту камеру с большим нетерпением ждали практически все, вне зависимости от отношения к продуктам бывшей Konica Minolta, а теперь Sony. Интрига заключалась в том, что как японский гигант AV-техники, так и приобретенное им подразделение накопили большой опыт в сфере ЦФК; к тому же в анонсе были упомянуты весьма оригинальные и уникальные функции. Все это делает новый продукт действительно интересным.

Sony Alpha DSLR-A100 - новый игрок на рынке цифровых «зеркалок»

Sony Alpha DSLR-A100

Матрица CCD, 23,6×15,8 мм, кроп-фактор 1,5x

Млн. пикселов
всего/эффективных 10,8/10,2

Максимальный размер кадра 3872×2592

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) 100–1600 с шагом 1 EV, авто, Lo80, Hi200

Баланс белого авто, солнечно, облачно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, установка в диапазоне 2500–9900 К

Видоискатель охват кадра 95%

LCD-монитор
TFT 2,5", 230 тыс. пикселов

Cкоростная съемка 3 кадров/c

Диапазон выдержек
1/4000–30 с с шагом 0,3 EV, Bulb

Синхронизация
со вспышками 1/160 c

Память CF, Memory Stick Duo (через адаптер)

Форматы файлов Uncompressed RAW (12 бит), JPEG (fine, standard), RAW + JPEG

Интерфейсы USB 2.0 Hi-speed, видеовыход, ДУ

Габариты (Ш×B×Г) 133×95×71 мм

Масса (без аккумулятора) 545 г

Ориентировочная цена
$1300 (kit)

Предоставлен
ERC, www.erc.kiev.ua

Разрешение 10 Мп, встроенная система стабилизации матрицы; большой и светлый видоискатель; высокая скорость работы и хорошее качество снимков

Определенные недоработки в системе экспонометрии; управление «на любителя»; комплектный объектив не реализует всех преимуществ 10-мегапиксельной матрицы

Камера знаменует собой сильный дебют Sony на рынке DLSR с серьезной заявкой на лидерские позиции

Положа руку на сердце, нужно сказать, что у компании Minolta с цифровыми зеркальными камерами как-то «не складывалось». После выхода в далеком 1999 г. довольно неоднозначной модели RD-3000 последовал длительный перерыв, за время которого производитель подрастерял значительную часть своих сторонников. Самое интересное, что причины такой задержки с выходом на только начинающий в то время бурно развиваться рынок «цифрозеркалок» до сих пор не очень ясны, так как и компактные камеры, и пленочные «зеркалки» этой компании широко выпускались и были довольно неплохими.

Однако осенью 2004 г. внимание фотообщественности все же обратилось к Konica Minolta – долгожданная Dynax (Maxxum) 7D на фоне конкурентов выделялась прежде всего наличием встроенной системы стабилизации матрицы Anti-Shake CCD. Несмотря на то что это был практически дебют, камера оказалась сделанной добротно, на совесть, и с ее помощью можно было получать отличные результаты. К сожалению, цена Dynax 7D была довольно высокой, рассчитанной скорее не на любителей, а на профессиональных фотографов. А вот последовавший за этим выпуск бюджетной Dynax 5D надежд многих потенциальных покупателей не оправдал.

С переходом фотоподразделения Konica Minolta под крыло Sony в стане сторонников компании воцарилось некоторое уныние, по крайней мере, на первых порах. Прогнозы звучали самые всевозможные – от пессимистических до откровенно мрачных. Было совершенно очевидно, что Sony не нужна еще одна линия компактных ЦФК, а весь смысл покупки заключался в ее желании поскорее оказаться на рынке DSLR, который представляет собой весьма лакомый кусочек для большинства производителей. Но и здесь возникали сомнения: удастся ли Sony максимально эффективно распорядиться приобретенными знаниями и опытом? Будет ли новая система совместима со старым парком оптики от Minolta? Настолько ли велики силы и амбиции компании, чтобы она могла на равных бороться с лидерами рынка?

Положительный ответ на все эти вопросы был дан в виде анонса Sony Alpha DSLR A100 – не просто камеры, а цифровой зеркальной системы.

Итак, к делу. Несмотря на схожесть с Dynax 5D, первое впечатление от 10-мегапиксельной A100, когда берешь ее в руки, весьма положительное. Дизайн ее компактного корпуса из крепкого пластика на стальном каркасе выполнен таким образом, что камеру удобно держать в руках; захват надежен, хотя, может, и чуточку маловат, однако в руках аппарат лежит намного лучше того же EOS 350D. Органы управления и ЖК-дисплей размещены «классически», никаких экспериментов, как в Sony R1, здесь нет.

Начнем с эргономики. Камера включается с помощью надежного механического тумблера, предотвращающего случайное срабатывание. Сразу впечатляет видоискатель: он большой, светлый и удобный, снимать с таким – одно удовольствие. Благодаря специальному датчику камера при приближении окуляра к глазу может запускать механизм автофокуса. Однако при ее ношении на шее окуляр контактирует с одеждой, что приводит к его постоянному срабатыванию, поэтому данную функцию лучше отключить. Возле кнопки спуска затвора размещено управляющее колесо (его бы отнести чуть дальше или расположить ниже), на тыльной стороне, возле ЖК-дисплея – четырехпозиционный контроллер; рядом обращает на себя внимание выключатель системы стабилизации матрицы Super Steady Shot. Выбор режимов экспонирования и изменения параметров реализован классическим способом – с помощью двух управляющих дисков, при этом оперативность заметно ниже, чем, скажем, для «зеркалок» Nikon, где каждой важной функции назначена своя кнопка.

Встроенная вспышка поднимается на довольно значительную высоту и опускается вручную, но она же выполняет функцию подсветки автофокуса, что часто неудобно. Камера радует скоростью работы и общей «отзывчивостью» практически во всех режимах, очень оперативно выполняются просмотр и масштабирование снимков. Скорость автофокусировки комплектного объектива даже с учетом его бюджетности весьма высока, а промахи случаются редко.

Sony Alpha DSLR-A100 - новый игрок на рынке цифровых «зеркалок»
Оперативность управления A100 невысока – чтобы изменить параметр, необходимо повернуть диск и нажать на кнопку Fn, после чего на ЖК-экране появится меню выбора значений

Система Super Steady Shot позволяет фотографу снимать с рук при несколько более длинных выдержках, чем обычно. По нашим оценкам, ее эффективность слегка уступает оптическим системам стабилизации, например Nikon VR (и VR II), однако ее несомненным плюсом является достижение эффекта для любой используемой оптики. Помимо своей основной функции, Super Steady Shot помогает частично решить проблему пыли на сенсоре – при выключении A100 с ее помощью матрица «встряхивается». К тому же специальное антистатическое покрытие сенсора призвано предотвратить «прилипание» пыли к нему. Насколько эти меры окажутся достаточными, может показать лишь длительная эксплуатация камеры в реальных условиях при частой смене объективов, поэтому каких-либо оценок здесь мы давать не будем.

Любопытным нововведением выглядит функция оптимизации динамического диапазона Dynamic Range Optimization (DRO). При съемке возможны три варианта: без применения данной технологии (Off), стандартный алгоритм (D-R) и усовершенствованный (D-R+). Применять их следует на съемке высококонтрастных сцен при необходимости проработки деталей в тенях. При этом стандартный алгоритм лишь модифицирует тоновую кривую (что может приводить к клипингу в светах), а усовершенствованный представляет собой зонную тональную обработку, сходную с алгоритмом Shadow/Highlight в Adobe Photoshop или же D-Lighting в Nikon Capture. В каждом конкретном случае результат следует оценивать индивидуально, поскольку несмотря на видимые улучшения на одних кадрах, в других появляются нежелательные эффекты, и может возникнуть необходимость переснять сюжет. Ограничением данной функции является ее неработоспособность в режиме полностью ручной экспозиции и при съемке в RAW. Ну, а наше мнение – подобные манипуляции все же лучше производить программно, при обработке снимка на ПК.

Светочувствительность может выбираться автоматически либо вручную в диапазоне 100–1600 ISO с шагом в 1EV, однако при этом доступны еще два полезных режима – Lo80 и Hi200. Они пригодятся при съемке в низком и высоком ключах, так как позволяют лучше проработать детали в тенях либо светах соответственно. Шум матрицы невелик на значениях до ISO 400 включительно, и относительно приемлем на ISO 800, однако практичность ISO 1600 под вопросом – чтобы получить хоть какое-то качество, потребуется радикальная постобработка посредством программного «шумодава» со значительной потерей детальности.

Замер экспозиции производится с помощью усовершенствованного 40-сегментного датчика, доступны также центровзвешенный и точечный режимы. Работу экспоавтоматики нельзя назвать идеальной, периодически приходится вносить коррективы до ±1 EV. Примечательно, что даже при выполнении серии снимков одной и той же сцены с незначительным изменением кадрирования выбираемая камерой экспозиция может заметно отличаться (надеемся, это будет исправлено в следующих версиях прошивки).

Баланс белого, помимо привычных автоматического и набора предустановленных значений, может быть выбран в цветовой температуре (значения в Кельвинах) либо установлен по образцу. Автоопределение баланса белого может давать уклон в более «холодные» тона, в этом случае лучше пользоваться пресетами либо ручной настройкой или же снимать в RAW.

Камера рассчитана на применение карт памяти CompactFlash или Memory Stick Duo с помощью прилагающегося переходника, скорость записи файлов высока. К конструктивным особенностям также надо отнести специфический «башмак» для вспышки, исключающей использование сторонних блицев.

Комплектный объектив обладает неплохим диапазоном трансфокации (18–70 мм), однако, как и практически любой бюджетный зум, характеризуется невысокой светосилой и слабой детальностью. 10-мегапиксельная матрица А100 заслуживает лучшей оптики, поэтому при покупке камеры имеет смысл обратить внимание на более дорогие «стекла», благо их набор для Alpha довольно обширен, даже если не учитывать старые продукты от Minolta. К плюсам же комплектного объектива можно добавить небольшое количество хроматических искажений и малое минимальное расстояние фокусировки на «дальнем конце», при этом в кадре помещается изображение размером около 13 см (по диагонали).

Что ж, если подытожить все наши впечатления, то их можно свести к следующему: а) камера у Sony получилась неплохая, хоть и не без некоторых недоработок; б) ее сильными сторонами, помимо бренда и доступной стоимости, будут прежде всего 10-мегапиксельная матрица и система стабилизации Super Steady Shot; в) работу экспоавтоматики (в том числе определения баланса белого) производителю стоило бы улучшить с помощью новой прошивки.

Тем не менее данное устройство позволяет получать качественные снимки, а учитывая большие амбиции Sony на рынке DSLR, A100 можно смело рекомендовать желающим приобщиться к «зеркальному» фотосообществу. К тому же на сегодняшний день это единственная 10-мегапиксельная камера в бюджетном классе, однако реакция конкурентов последовала незамедлительно, и данное утверждение истинно только до появления Nikon D80, анонс которой состоялся совсем недавно. Но несомненно одно: на рынке цифровых зеркальных камер появился новый сильный игрок, которому вполне по силам соперничать с лидерами.