Снизить процент мошенничества в ЖКХ

15 апрель, 2015 - 10:09Руслан Костецкий

Повышение цен на жилищно-коммунальные услуги стартует уже в этом месяце, а новая система субсидирования заработает с мая. И это дополнительная нагрузка на государство, причем, не только прямая бюджетная.

Согласно расчетам Министерства ЖКХ, выделенные правительством средства смогут покрыть потребности 4 млн семей. Учитывая, что в каждом домохозяйстве проживает в среднем три человека, то субсидирование охватит не менее 12 млн. украинцев. В итоге сумма за оплату предоставляемых услуг уменьшится, а количество потребляемых ресурсов останется тем же, что выльется в дополнительные расходы для государства.

Кроме того, процедура получения субсидии открывает новые возможности для мошенничества, что также ляжет на плечи государства. Ведь не поставщик услуг пострадает от недобросовестных граждан, разницу в сумме тарифа покрывает государство, у которого и без этого достаточно насущных задач. Основной критерий для получения субсидии сейчас – это доходы семьи. Пока наши граждане еще не разобрались со всеми тонкостями новой системы субсидирования, да и основная нагрузка начнется в октябре, когда стартует новый отопительный сезон. До этого времени я предполагаю волну обсуждений этого вопроса на разных интернет-площадках, в том числе и со стороны потенциальных мошенников, которые уже в следующем году смогут воспользоваться наработанными за этот период схемами.

В свою очередь, государство намерено проверять заявителей и ввести меру наказания для тех, кто предоставил недостоверные данные о своих доходах – штрафовать в размере, в два раза превышающем полученную субсидию. Однако для того, чтобы проверить всех заявителей, требуется много времени и ресурсов. Совершенно очевидно, что проконтролировать всех невозможно и проверки будут делаться выборочно. На основании чего? Скорее всего, будут проверять домохозяйства, претендующие на большие суммы субсидии, что не всегда правильно. Ведь неизвестно, в каком из сегментов относительно суммы субсидии есть мошенники. Получается, что эффективность мероприятий снижается, а государство, помимо того, что несет убытки от мошенничества, вынуждено тратить дополнительные ресурсы на его выявление и противодействие. Еще один немаловажный вопрос – как рассчитать эффективность потраченных средств?

На мой взгляд, для решения этой задачи необходимо использовать инструменты углубленной аналитики SAS, с помощью которых можно провести сегментацию всей базы заявителей, выявить скрытые закономерности и неочевидные связи и на основании этой информации построить профиль потенциального мошенника. Если сейчас можно угадать до 20% недобросовестных заявителей, то, применяя бизнес-аналитику, можно построить так называемую Fraud Detection Model, по которой можно выявлять до 80% случаев мошенничества. Международная практика показывает, что в основном мошенничество кроется в сегменте небольших сумм субсидий, так как риск тут минимален и в случае чего штраф будет не столь значительным – все это тоже можно проверить на практике, используя математическое моделирование. Кроме того, в проверки можно включить и геолокацию. Применение технологий по выявлению скрытых связей поможет также предотвратить и внутреннее мошенничество, когда сами контролеры являются частью мошеннической сети.

По словам премьер-министра, государство предусмотрело в бюджете 24,5 млрд грн на субсидии в ЖКХ. Какой тут процент мошенничества? По опыту зарубежных организаций, занятых в сфере разного рода социальных выплат, – в среднем до 15%. А стоимость внедрения аналитических решений для предотвращения мошенничества обойдется в менее 0,1% от этой суммы. Готово ли государство инвестировать в продвинутые аналитические инструменты сегодня, чтобы предотвратить убытки завтра?