Смерть веб-рекламы?

11 июнь, 2010 - 10:57Александр Пацай

Вчера я в твиттере спросил у своих фолловеров, используют ли они новую возможность Safari 5 — Reader? Для тех, кто не пользуется Safari, скажу, что это весьма удобная вещь с точки зрения пользователя, когда пользователь может просмотреть содержимое статьи, не отвлекаясь на другие элементы сайта. Например, моя вчерашняя статья выглядит в Safary вот так:

Смерть веб-рекламы?

Обратите внимание, как все навигационные элементы сайта “уходят” в фон, не мешая читать статью. Более того, если статья разбита на несколько страниц, как любят делать многие сайты, повышающие таким образом свой page view, то Reader “выцепит” остальные страницы статьи сразу и покажет их одной большой “простыней”, где статью читать значительно удобней, чем кликать между страницами. Опять же, для конечного пользователя-читателя очень удобно, не так ли?

Небольшой опрос в Твиттере это подтвердил — большинство ответов было о том, что это очень классная возможность, и пользоваться ею очень удобно. Несколько человек ответили, что не знают, как ею пользоваться, но это, я думаю, связано с тем, что на некоторых сайтах эта возможность недоступна. Я пока что не понял зависимости, но, видимо, браузер как-то определяет содержимое страницы, и если он думает, что в содержимом есть статья, а не индекс, то в строке адреса появляется кнопка Reader. Но был один ответ на мой вопрос в Тивттере, который хорошо совпал с тем, что подумал я. Пользователь iMarvin42 написал:

Пользуюсь при чтении многостраничных обзоров, аналитики и тд. Пользовался бы чаще, если бы не работал в рекламе.

Бинго! Ведь вместе со всеми остальными навигационными элементами сайта в режиме Reader уходит и реклама, которой в последние годы многие сайты просто завалены. В этом есть, конечно, некий забавный парадокс — Apple продвигает свою рекламную платформу на iPhone, но при этом фактически предлагает в своем браузере инструмент для избавления от рекламы. Или это намеренный шаг? Ведь мы знаем, кто рулит рекламой на вебе и зарабатывает на ней много-много денег — Google.

Вообще вопрос рекламы в вебе, конечно, сложный и спорный — многие ресурсы именно за счет денег, получаемых за показ рекламы, имеют возможность публиковать те материалы, которые там выходят. И когда пользователи эту рекламу перестанут смотреть, то ведь и веб-сайтам это все может стать неинтересно (ну или, по крайней мере, они начнут искать другие модели зарабатывания денег, но этот процесс тоже давно идет без особых результатов). Да, в случае с Reader, реклама показывается в первый раз, когда пользователь заходит на сайт, но затем, в многостраничных статьях, пользователь с помощью Reader читает только контент, а реклама даже не загружается — соответственно, сайт не получает денег за ее показ.

Конечно, смерть веб-рекламе предсказывать пока рановато, в конце концов, что такое Safari с ее 5-7% долей рынка? Но не забывайте, что новые и красивые возможности, которые, к тому же, нравятся пользователям, рано или поздно перетекают в другие браузеры, поэтому вполне возможно, что скоро подобная функциональность войдет по умолчанию в IE и Firefox. И вот тогда начнется самое интересное :)

Кстати, технически Reader в Safari — тоже ничего нового, он основан на проекте Readability, который доступен в открытом исходном коде по лицензии Apache. По этому поводу в разделе Acknowledgments в Safari появилась строка:

Arc90 ( Readability )
Copyright © Arc90 Inc. Readability is licensed under the Apache License, Version 2.0.

Осталось теперь только, чтобы Apple добавила каких-то настроек для изменения параметров текста в Reader — и вообще будет замечательно.

PS Вот теперь и я задумался — а стоит ли вставлять ссылки на Adsense в статьях в своем блоге? :)