Смартфоны держат высоту

3 ноябрь, 2014 - 12:35Артем Юрченко

Второй квартал кряду глобальные поставки смартфонов превышают знаковый порог в 300 млн устройств. В экспертных кругах уверены – впереди не менее успешная концовка года.

Вопреки опасениям относительно резкого замедления развития сравнительно насыщенного рынка, поставщики смартфонов сумели занести в зачет очередной рекордный квартал. Содействие в этом оказали развивающиеся рынки, массово осваивающие недорогие устройства. Зрелые же регионы также внесли свою ощутимую лепту благодаря старту продаж новых моделей от популярных брендов. Впрочем, если большинство зрелых регионов отчитывается позитивной динамикой, описываемой преимущественно однозначными числами, то emerging-направления коллективно добились роста, превышающего 30%. Однако в этом обстоятельстве кроется немаловажный негативный момент – несмотря на увеличение количества отгружаемых устройств, стремительно дешевеющие аппараты приносят все меньше прибыли. От этого в той или иной степени уже пострадали все крупные действующие лица, за исключением, пожалуй, Apple.

Смартфоны держат высоту

Вследствие действия обозначенных факторов, по итогам третьего квартала участникам рынка удалось направить в каналы свыше 327,6 млн смартфонов. Как итог, результат годичной давности (261,7 млн устройств) был улучшен на 25,2%, а объем поставленных кварталом ранее аппаратов (301,3 млн шт.) увеличен на 8,7%. Менее оптимистичные, нежели приведенные выше данные IDC, получились цифры у аналитиков Juniper Research. По их версии, объем мировых поставок достиг 316,6 млн смартфонов, что соответствует росту на 13,1% и 5,5% по индикаторам «YoY» и «QoQ» соответственно.

Рассматривая личный вклад вендоров нельзя не отметить, что на рынке по-прежнему сохраняется пространство для конкуренции и уверенного роста как в нижнем ценовом диапазоне, где отличные результаты показывает Lenovo, так и в верхнем, где с недавних пор набирает обороты ранее малозаметная Xiaomi. Что характерно, довольно высокие результаты продемонстрировали не только находящиеся на значительном удалении от лидеров Xiaomi, Lenovo, и LG Electronics, но и поставщики, далекие от вхождения в Тор-5. Что касается лидеров, то Samsung впервые за последние годы отчиталась снижением поставок в годовом сопоставлении. Причины случившемуся кроются в обстроившейся конкуренции, в том числе на главной территории корейцев – в сегменте решений класса High-End. Модели из среднего и нижнего ценовых диапазонов по-прежнему создают основной объем Samsung, но, в то же время, методично размывают ASP устройств компании.

У Apple, уже традиционно, очередной квартальный рекорд поставок. Фактор отложенного спроса в преддверии официального старта продаж iPhone 6 и iPhone 6 Plus улучшил концовку рассматриваемого календарного периода – за первую неделю с момента появления новых моделей в магазинах, объем их поставок превысил 10 млн шт. Тем не менее, интерес к более ранним моделям iPhone 5S и 5C оставался довольно высоким и именно они были наиболее востребованными в портфолио вендора.

Упомянутая выше Xiaomi впервые попала в пятерку сильнейших, причем занять удалось сразу же третью позицию. Рекордный рост поставок, превышающий 200%, был обеспечен китайскими потребителями, однако на международных рынках вендор также наращивает мышцы. Что характерно, успехи компании заметны не только в бюджетном направлении, но также в тесной нише дорогих аппаратов. Свидетельством этому успешный августовский запуск в серию смартфона Mi4.

По версии IDC, оставшиеся места Тор-5 разделили Lenovo и LG, разница в объемах поставок которых находилась в рамках статистической погрешности. Китайский игрок продолжает осваиваться за пределами Поднебесной – уже пятая часть аппаратов Lenovo продается вне ее территории, тогда как годом ранее этот показатель не превышал 9%. Доступные смартфоны стоимостью менее 100 долл., в частности A369i и A316, делают основные продажи на ключевых развивающихся рынках APeJ и MEA, а на родном рынке Китая вендор оперативно предложил ряд относительно недорогих моделей с поддержкой 4G. Стратегия LG, откорректированная в сторону смещения акцентов на недорогие аппараты принесла ощутимые результаты – впервые за свою историю вендор преодолел рубеж в 15 млн отгруженных смартфонов. Смартфоны серий F и L были тепло встречены потребителями как зрелых, так и развивающихся рынков. Кроме того, серьезная заявка на успех в классе High-End сделана с помощью модели G3.

Смартфоны держат высоту

Говоря про текущий год в целом, аналитики уверены в позитивной динамике, превышающей 20%. Так, в IDC ожидают рост поставок на 23,8% «YoY». При среднегодовом росте в размере 12,7%, уже по итогам 2018 г. глобальные отгрузки превысят 1,8 млрд устройств.

Развивающиеся рынки останутся главным двигателем индустрии смартфонов. Предполагается, что в 2014 г. на их долю придется не менее 73,5% от всех поставленных устройств, что соответствует 920,8 млн аппаратов. В 2018 г. доля emerging-направлений возрастет до 79,5%, что будет отвечать 1,4 млрд отгруженных в каналы смартфонов. Отдельного упоминания заслуживают фаблеты (модели с диагональю экрана 5,5-7"). По мнению экспертов, их доля рынка увеличится с 14% по итогам рассматриваемого календарного периода, до почти трети (32,2%) в 2018 г.

При замедлении спроса, зрелые регионы по-прежнему остаются ключевыми потребителями дорогих моделей – на сегодняшний день средняя стоимость смартфона здесь все еще превышает 400 долл. В то же время, ASP на развивающихся рынках уже опустилась ниже отметки 250 долл.