Smart Glasses 2015: желание и неуверенность

13 март, 2015 - 17:25Александр Черников

Расхожее мнение часто является злым, насмешливым, и, как правило, не соответствующим действительности. Что-то вроде этого произошло с Google Glass. Пресса полна публикаций типа «Почему я ненавижу Google Glass». Верно ли это для всех? Что ж, попробуем обратиться к сухому языку цифр.

Smart Glasses Market Report 2015

Smart Glasses 2015 желание и неуверенность

В заключение первой части этого обзора «Почему разбились Google Glass: Предыстория» я написал: «В планируемом блоге «Чему нас научили Google Glass: год 2015» мы поговорим о менее дорогих «умных очках» (smart glasses) от Sony, Google Glass 2.0 и их применении на предприятиях, и о том, почему Microsoft HoloLens называют «next big enterprise thing».

Ближайшее рассмотрение вопроса показало, что такой подход, мягко говоря, неверен. Куда тогда деть все остальное, показанное на рисунке ниже? И предприятиями сегодня далеко не исчерпываются все области применения VR/AR, хотя и там все в начальной стадии. И Microsoft HoloLens вкупе с Sony SmartEyeglass, в общем, отдельный вопрос.

Так что оставим пока эти самостоятельные темы и рассмотрим прежде более общую тему рынка VR/AR и его перспектив. Это тем более интересно, что многие устройства класса Google Glass, которые сегодня описываются много и чуть ли не взахлеб, навсегда уйдут со сцены уже в ближайшие два-три года. Сейчас пока идет битва за рынок.

Smart Glasses 2015 желание и неуверенность

 

Эту дюжину устройств нельзя даже корректно сравнивать между собой − настолько разнятся их параметры и проектируемая область применения

AugmentedReality.org

В конце января 2015 г. вышел отчет некоммерческой организации AugmentedReality.org. Он предсказывает, что рынок «умных очков» (Smart Glasses Market) до конца десятилетия вырастет до одного миллиарда продаж этих устройств (вряд ли стоит называть их гаджетами). Он также в какой-то степени дает ответы и советы заинтересованным в бизнесе на данном рынке компаниям на вопросы, очень важные для них, чтобы правильно сориентироваться.

Всего упомянуто более 40 компаний как потенциальных игроков этого рынка. Автор труда − Ори Инбар (Ori Inbar) − соучредитель и СЕО Augmented Reality.org, а также основатель и продюсер Augmented World Expo, самой большой ежегодной мировой конференции по AR.

Отчет этот «сильно платный» − было бы странно, если бы пользующуюся повышенным спросом информацию раздавали за так. Сегодня она нужна всем − производителям, стартапам, разработчикам ПО и инвесторам. Но все же некоторые основные моменты отчета доступны и приведены ниже.

Очень любопытно изучать даже его содержание, которое показывает, какая каша в голове сейчас у компаний, которые явственно чувствуют запах жареного и, так сказать, нетерпеливо перебирают копытами и раздувают ноздри, чтобы ухватить как можно большую долю рыночного пирога.

Вот некоторые рассмотренные Инбаром вопросы, которыми сейчас засыпают его предполагаемые игроки рынка.

  • Какова потребность в AR Glasses?
  • AR Glasses, Smart Glasses, Digital Eyewear, OHMD − это одно и то же? Или нет?
  • Какая разница между Augmented Reality и Virtual Reality?
  • Какая разница между Optical See-Through AR и Video See-Through AR?
  • Каковы критерии покупки и как они могут измениться в дальнейшем?
  • Как строить производство − с цепочкой поставщиков или самостоятельно?
  • Какой должна быть правильная цена изделия?

Это только часть вопросов, наиболее важные из них. О том, что каждому хочется знать, кто и почему сейчас более успешен на рынке, у кого какой прогресс, доля завоеванного внимания аудитории (mindshare), стратегия и опыт, я уже и не говорю. Все-таки нынешний пейзаж рынка и ожидаемые фазы принятия Smart Glasses как товара мы рассмотрим.

Progress and Mindshare

Smart Glasses 2015 желание и неуверенность

Google на данном рынке − безусловный и пока недосягаемый лидер. Любопытно, что активно раскручиваемые Microsoft Hololens и Sony SmartEyeglass, оказывается, в действительности все еще находятся на стадии прототипов. Т.е., здесь mindshare пока явно опережает прогресс

Больше, пожалуй, даже писать особо нечего. Показанная диаграмма может разве что обозначить текущее состояние рынка и более-менее обоснованное положение игроков на нем − что бы ни утверждали реклама и пресса. По названию можно подробнее ознакомиться с тем или иным продуктом, но, по моему мнению, пока эта работа практически бесцельна и даже бессмысленна, поскольку рынок находится в начальной фазе развития и очень динамичен.

Как будут приниматься Smart Glasses

Smart Glasses 2015 желание и неуверенность

Шкала по оси Y логарифмическая. Главная встряска рынка ожидается к концу 2016 г. О розничных ценах пока благоразумно ничего не сообщается

Ну как будут приниматься Smart Glasses? Хорошо будут приниматься, если через десять лет около 15% землян обзаведутся ими. Интересно, правда, что они в них будут видеть.

Почему не раньше? Потому что толком пока, как отмечено выше, ничего не ясно ни разработчикам, ни производителям аппаратного и программного обеспечения. Только в 2014 г. появились аж десять новых моделей Smart Glasses.

О встряске. После некоторого созревания неизбежно должны появиться несколько лидеров, − также, как и явных неудачников. Соответственно, начнутся слияния, приобретения и более осознанные инвестиции в те или иные проекты. В целом − все будет происходить очень быстро.

В частности − отчет утверждает, что у традиционно неповоротливых всеядных гигантов электронной промышленности есть не более 12 месяцев (фактически, только 2015 г.), чтобы позиционировать себя на этом рынке − иначе поезд уйдет. Как «застолбиться», их учить не надо − разрабатывать самим, купить кого-то или установить партнерские отношения − кому как нравится.

Enterprise Glasses как двигатель прогресса

И автор отчета Ори Инбар, и многие аналитики сходятся на том, что вряд ли кто-нибудь сможет позволить себе подход и инвестиции Google. Да в этом уже и нет необходимости, − все нужно делать вовремя. Повторять сегодня Google − значит просто терять время.

Благодаря Google определился наиболее перспективный путь развития технологий VR/AR − предприятия будут вести, потребители будут следовать. В ближайшие несколько лет аппаратные модели и их ПО будут заточены под самые разнообразные корпоративные технологии.

Возможно, найдутся также удачные нишевые применения AR Glasses − велошлемы, вообще что-то, связанное со спортом, а также нечто захватывающее в области развлечений.

Один из выводов описанного отчета представляется наиболее вероятным прогнозом развития событий − как только корпоративные проекты доведут Smart Glasses до необходимого на предприятиях уровня технологичности, функциональности и надежности, цены резко упадут. А далее инициативу возьмет на себя рынок потребительских товаров с ясной целью заставить каждого потребителя купить Smart Glasses.

И все-таки: чему нас научили Google Glass? Давайте спросим по аналогии: чему научили человечество слуховые аппараты? Они дали дополненную реальность очень малому проценту плохо слышащих людей (вообще на планете их около 5%). Google показала, что «плохо видит» все человечество, и что это, в принципе, лечится, − если отбросить некоторые предрассудки. В итоге, очевидно, чуть интенсивнее начнет работать наш мозг, возможности которого, согласно распространенному мифу, используются всего на 10% в каждый момент времени.

Все же рискну предположить, что спустя неделю-другую мы постараемся рассмотреть реальности и перспективы корпоративного применения Smart Glasses.